Ещё одна идея, которую я планирую предложить пензенским перевозчикам - повесить на каждой остановке поминутное расписание движения.
То есть, это будет не интервал - "Троллейбус №6 ходит раз в 20 минут" и непонятно, когда именно в эти 20 минут он придёт - а точная минута прибытия/отправления.
Так работает городской и пригородный транспорт в Европе. На каждой остановке висят таблички с расписанием всех проходящих через неё маршрутов:
Эти таблички вешают в рамки формата А4, иногда двойные:
На крупных остановках ставят большой стенд, где размещают также информацию о тарифах, об изменениях, рекламу и т.п.
В Пензе поминутное расписание разработано только для конечных остановок. У некоторых перевозчиков есть график движения с указанием точного времени прибытия на каждую остановку. Но эта информация не донесена до пассажиров - она есть только на сайте мэрии и у водителей.
Когда это полезно
На маршрутах с большими интервалами
Редко ходящий автобус/троллейбус никому не нужен, если неизвестен его график. Им пользуются, только если случайно поймают его на остановке или если у него нет альтернативы.
Поздно вечером
После 20:00 снижается пассажиропоток и увеличиваются интервалы движения. Поймать некоторые автобусы/маршрутки - настоящая лотерея. В итоге кто-то из пассажиров едет с пересадкой, кто-то вызывает такси. Перевозчики страдают из-за нехватки пассажиров, в первую очередь - в автобусах, и сокращают время работы.
Если на остановках повесить расписание и какой-то маршрут будет ходить даже раз в полчаса-час, то пассажиры будут знать, что он придёт. А перевозчики - что есть, кого везти.
С повышением спроса можно будет продлевать время работы, сохраняя большие интервалы, как здесь (выделил жёлтым):
Кому это выгодно
Пассажирам:
- не нужно долго стоять на остановке;
- не нужно ехать с пересадкой или на такси;
- не нужен телефон для отслеживания транспорта онлайн;
- можно дольше находиться в центре вечером;
- можно точнее планировать время.
Перевозчикам:
- выше заполняемость;
- меньше машин на линии вечером;
- меньше конкуренция (например, перевозчики договорились и вечером в один район ходят разные маршруты с интервалом 10 минут)
Ограничения
Пробки
Да, из-за отсутствия выделенных полос общественный транспорт стоит в пробках. Но пробки в Пензе - это два часа утром и два часа вечером. Всё остальное время дороги свободны - соблюдать расписание возможно.
В часы пробок:
- либо расписание не будет соблюдаться (о чём нужно открыто предупредить пассажиров, отметив рейсы с вероятной задержкой),
- либо пробки нужно предусмотреть в расписании и просчитать время прибытия (пробки каждый день примерно одинаковые).
Большое число маршрутов
Да, построить такое расписание сразу для всех 60 маршрутов - очень сложно. Поэтому стоит делать это постепенно:
- Редкие маршруты, такие как Т1, Т2, Т6, Т9, А130, М8, М21, М24, М59, М88т.
- Автобусы после 19:00: днём они ходят каждые 5-7 минут, поэтому необходимости в поминутном графике нет. Вечером же их интервал 15-20 минут. Многие люди с удовольствием пересядут из маршруток в автобусы, если будут знать, когда они ходят.
- Маршрутки после 20:00: даже при интервале в полчаса-час маршрутки не будут ходить пустыми, если на остановках будет расписание.
- Все маршруты, весь день.
План действий
- Строим поминутное расписание для 1-2 тестовых маршрутов;
- Вводим его и рассказываем горожанам о всех его прелестях;
- Наблюдаем, собираем обратную связь, проводим работу над ошибками;
- Постепенно распространяем на другие маршруты.