Найти тему
Пенза для жизни

Как подружить горожан с общественным транспортом

Ещё одна идея, которую я планирую предложить пензенским перевозчикам - повесить на каждой остановке поминутное расписание движения.

Источник: ru.wikipedia.org
Источник: ru.wikipedia.org

То есть, это будет не интервал - "Троллейбус №6 ходит раз в 20 минут" и непонятно, когда именно в эти 20 минут он придёт - а точная минута прибытия/отправления.

Так работает городской и пригородный транспорт в Европе. На каждой остановке висят таблички с расписанием всех проходящих через неё маршрутов:

Источник: aktiv-bus.de
Источник: aktiv-bus.de

Эти таблички вешают в рамки формата А4, иногда двойные:

Источник: de.wikimedia.org
Источник: de.wikimedia.org

На крупных остановках ставят большой стенд, где размещают также информацию о тарифах, об изменениях, рекламу и т.п.

Источник: hallespektrum.de
Источник: hallespektrum.de

В Пензе поминутное расписание разработано только для конечных остановок. У некоторых перевозчиков есть график движения с указанием точного времени прибытия на каждую остановку. Но эта информация не донесена до пассажиров - она есть только на сайте мэрии и у водителей.

Когда это полезно

На маршрутах с большими интервалами

Редко ходящий автобус/троллейбус никому не нужен, если неизвестен его график. Им пользуются, только если случайно поймают его на остановке или если у него нет альтернативы.

Поздно вечером

После 20:00 снижается пассажиропоток и увеличиваются интервалы движения. Поймать некоторые автобусы/маршрутки - настоящая лотерея. В итоге кто-то из пассажиров едет с пересадкой, кто-то вызывает такси. Перевозчики страдают из-за нехватки пассажиров, в первую очередь - в автобусах, и сокращают время работы.

Если на остановках повесить расписание и какой-то маршрут будет ходить даже раз в полчаса-час, то пассажиры будут знать, что он придёт. А перевозчики - что есть, кого везти.

С повышением спроса можно будет продлевать время работы, сохраняя большие интервалы, как здесь (выделил жёлтым):

Источник: aktiv-bus.de
Источник: aktiv-bus.de

Кому это выгодно

Пассажирам:

  • не нужно долго стоять на остановке;
  • не нужно ехать с пересадкой или на такси;
  • не нужен телефон для отслеживания транспорта онлайн;
  • можно дольше находиться в центре вечером;
  • можно точнее планировать время.

Перевозчикам:

  • выше заполняемость;
  • меньше машин на линии вечером;
  • меньше конкуренция (например, перевозчики договорились и вечером в один район ходят разные маршруты с интервалом 10 минут)

Ограничения

Пробки

Да, из-за отсутствия выделенных полос общественный транспорт стоит в пробках. Но пробки в Пензе - это два часа утром и два часа вечером. Всё остальное время дороги свободны - соблюдать расписание возможно.

В часы пробок:

  • либо расписание не будет соблюдаться (о чём нужно открыто предупредить пассажиров, отметив рейсы с вероятной задержкой),
  • либо пробки нужно предусмотреть в расписании и просчитать время прибытия (пробки каждый день примерно одинаковые).

Большое число маршрутов

Да, построить такое расписание сразу для всех 60 маршрутов - очень сложно. Поэтому стоит делать это постепенно:

  1. Редкие маршруты, такие как Т1, Т2, Т6, Т9, А130, М8, М21, М24, М59, М88т.
  2. Автобусы после 19:00: днём они ходят каждые 5-7 минут, поэтому необходимости в поминутном графике нет. Вечером же их интервал 15-20 минут. Многие люди с удовольствием пересядут из маршруток в автобусы, если будут знать, когда они ходят.
  3. Маршрутки после 20:00: даже при интервале в полчаса-час маршрутки не будут ходить пустыми, если на остановках будет расписание.
  4. Все маршруты, весь день.

План действий

  1. Строим поминутное расписание для 1-2 тестовых маршрутов;
  2. Вводим его и рассказываем горожанам о всех его прелестях;
  3. Наблюдаем, собираем обратную связь, проводим работу над ошибками;
  4. Постепенно распространяем на другие маршруты.

Живём счастливо)

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц