Итак, южнокорейские умельцы-айтишники сумели воссоздать в виртуальном мире умершую несколько лет назад девочку. И затем весь мир чуть не со слезами на глазах наблюдал за общением «воскрешенной» Наоми с матерью – празднованием ее очередного дня рождения.
Для большинства людей это событие стало свидетельством очередного достижения южнокорейских электронщиков, или шире – достижений человеческого разума, проникшего в потусторонний мир и оказавшегося способным воскресить человека, пусть и пока еще в виртуальном мире.
Но что этот и подобные ему опыты означает с духовной точки зрения? Рискую покоробить сторонников строгого разделения высоких и низких сфер в жизни человека, но все-таки приведу одну, на мой взгляд, вполне уместную аналогию.
В сексуальной сфере, как известно, есть понятие мастурбации. Это механическое воздействие на половые органы с целью достижения сексуальных ощущений и оргазма. Есть еще и понятие ипсация, что в принципе означает то же самое, только иногда в более широком смысле – с подключением вообразительной способности души.
Суть – одна. Когда сексуального объекта в реальности нет, а результат достигается практический такой же. Происходит самоудовлетворение.
Теперь вы понимаете, как легко здесь проводится аналогия. Девочки Наоми в реальности нет, но мать смогла пообщаться с ее виртуальным двойником и получила свое «самоудовлетворение». Ее душа насладилась возможностью общения со своей умершей дочерью. Произошла самая настоящая душевная «ипсация».
Умом-то она не могла не понимать, что ее общение не подлинное, что она общается с «суррогатом», но ей так хотелось это сделать, что пришлось отключить свой ум и пойти за вожделениями своей души: еще раз растравить ее раны от потери дочери и «удовлетворить» эту боль таким экзотическим способом.
Психологический механизм подобного самоудовлетворения давно раскрыт. Просто у подсознательной сферы души нет никакого «ума», иными словами подсознание не способно отличать реальность от ее образов и все принимает за «чистую монету». Поэтому и происходит сексуальное возбуждение не только от реальных объектов, но и от их изображений.
То, что этот механизм давно используется в современной масскультуре, – тоже не секрет. Она насквозь пропитана сексуальной эротикой. Проникновение ее в виртуальный мир – это тоже не трудно было предсказать. Но сейчас мы стоим перед новым этапом развития этой тенденции.
Душевной ипсации через виртуальный мир начинают подвергаться и другие измерения человеческого бытия. Нетрудно предположить, во что это выльется. Человек скоро все свои нереализованные комплексы и извращенные желания будет «самоудовлетворять» в виртуальном мире. И не будет никаких препятствий, скажем, садистски мучить и убивать своих нелюбимых начальников или личных врагов.
Новое поколение подобных «компьютерных игр» будет отличаться новым уровнем виртуальной реальности и вполне персональными привязками. Был бы заказ – как у матери девочки Наоми. А что спрос на такие заказы будет только возрастать - сомнений нет.
Возвращаясь к этой истории, хочется сказать – ну, хоть бы мертвых не трогали. Но нет – будут трогать и во все возрастающем масштабе.
Кстати, наша давняя статья о фотографиях на могилах имеет к этой теме некоторое отношение. См. – Зачем нужны фотографии на могилах?
Ведь фотографии на могилах – это тоже своего рода душевная «ипсация». В своих комментариях многие писали и пишут о том, что взгляд на могильные фотографии их родственников приносит им «успокоение», им так легче «общаться» с ними и т.д. И здесь на первом месте стоит не забота о покойнике, а «самоудовлетворение».
А ведь учитывая то, что по этим фотографиям скользят далеко не всегда сочувствующие, а то и прямо нечистые взгляды всех любопытных – вряд ли нашим усопшим родственникам нравятся их собственные фото на могилах.
Так что не стоит удивляться историям, подобным девочке Наоми и ее матери. Мы сами во многом такие же «самоудовлетворители». Вспомните, как кинулись несчастные матери погибших от теракта детей в Беслане на заявление шарлатана Гробового, что он может их воскресить.
Увы - большинство россиян давно потеряло христианскую веру - веру в то, что все мертвые когда-то воскреснут. Потому вместо этой веры мы так жадно стремимся ко всякого рода "самоудовлетворительным" суррогатам.