Найти два демилитаризованных беспилотника Ту-143 "Рейс" на территории газовой службы в одном из регионов страны было интересно и крайне необычно! Но напрашивается вопрос, а зачем они газовщикам?
Вы что-нибудь знаете про разработки беспилотных летательных аппаратов в СССР? История их начинается в 1950-х годах, когда войскам ВВС и ПВО понадобились летающие мишени для отработки на них новых типов вооружений и тренировок личного состава.
Первые образцы были созданы в ОКБ Лавочкина и испытаны уже в 1953 году. После постановки на конвейер в 1955-м модель получила серийное название Ла-17. Изделие представляло собой конструкцию в виде крыла с прикрепленным снизу прямоточным двигателем и небольшим килем. Все эти штучки были одноразовыми не смотря на то что была предусмотрена процедура посадки прямо на пузо.
Аппетит приходит во время еды, как говорится, и уже к началу 60-х годов советской власти захотелось чего-то этакого, им стал беспилотный разведчик.
Все существующие на тот момент разработки были недостаточно технологичны и не соответствовали ТЗ, которые ставила оборонка. В середине 60-х за дело берется ОКБ им. Туполева со своими проектами типа "Рейс" и "Стриж". Оба комплекса служили для тактической разведки на линии фронта.
То что вы видите на фото это ни что иное как Ту-143 "Рейс". Модель, произведенная на базе более большой и тяжелой версии "Стриж".
Меньшие размеры, облегченный корпус, обновленная аппаратура слежения и управления. Все это отличало Ту-143 от Ту-141.
И действительно, при визуальном осмотре понимаешь какой этот беспилотник легкий, понятно что сейчас он без аппаратуры, топлива и всего остального, но даже с учетом всего этого не каждый БПЛА можно приподнять одному человеку.
Оба аппарата сейчас без передних обтекателей, их отстыковали для транспортировки и сохранности. Внутри открывшихся отсеков можно найти полости для установки различной следящей или фотографирующей аппаратуры.
Все в этом отсеке не спроста сделано быстросъемным, для БПЛА "Рейс" время переподготовки занимает около четырех часов. За это время меняются все жидкости, информация отснятая передается в штабы армии, при надобности меняется сама аппаратура, заменяются все пиропатроны, которые необходимы на различных этапах полета.
На борту этот небольшой ЛА мог нести аппараты для фотографирования типа ПА-1 или видеосъемки территории над которой производился полет. Если выбор останавливали на видеосъемке, то вся информация передавалась по радиоканалу, если фотографировали, то обычно весь комплекс снимался и отправлялся на дешифровку в полевую станцию для оперативной обработки.
Так же на все варианты могли устанавливать приборы для радиационной разведки.
Но не для обеспечения работоспособности такой сложной системы мало было иметь один беспилотник. Вся система состояла из большого количества частей. В комплекс входили два автомобиля обеспечения: пусковая установка СПУ-143 и транспортно-заряжающая машина ТЗМ-143.
Взлет производился с направляющих спрятанных внутри СПУ, далее шел автоматический полет и довольно сложная посадка, которая включала в себя применение двух парашютов. При этом БПЛА садился на шасси, как это не странно))
Эти машины до сих пор используются в наших и Украинских войсках, если что. Боевое применение нашли в Афганистане и Ливии. А что они делают на территории газовой службы - секрет фирмы!)))
Но я вам намекну, вполне возможно, скоро они станут новыми памятниками и вполне возможно им поможет Аксарин Илья.. но это только между нами))