Часто звучат голоса о том, как мало книг читают современные взрослые и дети. Сейчас в этом обычно винят интернет и компьютерные игры, а раньше винили кино и телевидение. Так, писатель-фантаст Рэй Брэдбери отмечал, как в 1960-е-1970-е дети, наконец, стали читать не только киноафиши, но и ставшие тогда популярными фантастические и фэнтезийные книги. На рубеже веков аналогичный эффект на детей оказали книжки про Гарри Поттера: дети стали читать не только программу телепередач.
Если заглянуть в историю чуть глубже, то выяснится, что движущиеся на экране картинки победили книги ещё до того, как была ликвидирована безграмотность. Несмотря на то, что массовое книгопечатание появилось на несколько веков раньше кинематографа, кино сходу обыграло литературу. Историк кино Семён Гинзбург в книге «Кинематография дореволюционной России» приводит следующие данные:
«В 1916 году в России было продано не менее 150 миллионов билетов в кинотеатры. Из этого следует, что в среднем на каждую прочитанную книгу приходилось пять-шесть посещений кинематографа, а на каждый проданный театральный билет … — десять-двенадцать проданных кинематографических билетов»
То есть ещё не все россияне научились читать (программа ликбеза была принята в 1919 году), а кино уже всех победило и «играло большую роль, чем театр и даже литература». И это при том, что в первые десятилетия зрителям подчас не без труда приходилось учиться воспринимать этот вид искусства, понимать кинематографический язык (монтаж, развитие в фильме нескольких сюжетных линий и т.д.). Так что иногда кажется, что книжки были обречены изначально. Возможно, Захар Прилепин не зря волнуется за «нечитающих детей».