Найти тему

Пророк Юша‘ сын Нуна (мир ему) – единственный человек, для которого было задержано солнце

Упоминание о том, как пророком стал Юша‘, сын Нуна, который взял на себя бремя забот об израильтянах после смерти Мусы (мир ему) и Харуна (мир ему)

Хотя Юша‘, сын Нуна (мир ему), не назван в Коране по имени, он всё же упоминается там, где приводится рассказ об аль-Хадире. Так, Аллах Всевышний сказал: «И [вспомните, как] Муса сказал своему слуге…» (18:60). Аллах Всевышний также сказал: «Когда же они преодолели[1] [некоторое расстояние, Муса] сказал своему слуге: “Принеси нам наш обед…”» (18:62), а в приводимом выше хадисе, который передал Убай ибн Ка‘б, сообщается, что этим слугой был Юша‘, сын Нуна.

Его признают пророком все люди Писания, в том числе и самаритяне, которые считают, что после Мусы пророком был только Юша‘, сын Нуна, поскольку об этом прямо сказано в Танахе[2], и не веруют в то, что было после него, хотя это является истиной.

Спорным является приводимое Ибн Джариром и другими толкователями [История Табари, т. 1, с. 255] сообщение Мухаммада ибн Исхака, согласно которому в конце жизни Мусы пророком вместо него стал Юша‘, Муса же якобы встречался с ним и спрашивал, какие новые веления и запреты были ему ниспосланы, и даже сказал ему: «О собеседник Аллаха, поистине, я не спрашивал тебя, какие откровения ниспосылает тебе Аллах, чтобы ты сам сообщил мне об этом». Кроме того, как сообщает Мухаммад ибн Исхак, когда Юша‘ стал пророком, Муса почувствовал отвращение к жизни и захотел умереть. Это сообщение является сомнительным хотя бы потому, что Муса получал свыше веления, откровения и законы, беседовал с Аллахом и занимал пред Ним высокое положение до самой своей смерти. Одним из указаний на это является приведенный нами выше хадис, в котором сообщается о том, как Муса выбил глаз ангелу смерти. Что же касается сообщения Мухаммада ибн Исхака, то оно заимствовано из книг людей Писания. Однако в Торе сказано, что откровения ниспосылались Мусе постоянно, ибо израильтяне нуждались в них до конца его жизни[3]. Кроме того, из их Писания известно, что он получал откровения в скинии, стоя рядом с Ковчегом Завета.

В Торе также сказано, что Аллах велел Мусе и Харуну сосчитать, сколько израильтян принадлежит к каждому колену, и поставить во главе каждого из двенадцати колен старшего[4]. Смысл этого веления, отданного незадолго до истечения сорокалетнего срока скитаний, состоял в том, чтобы, выйдя из пустыни, они были готовы к сражению с могучими людьми. Вот почему кто-то сказал, что Муса (мир ему) выбил глаз ангелу смерти потому, что он не узнал его в том обличье, в котором тот к нему явился, а также потому, что Муса ожидал осуществления того, что ему было велено сделать, при своей жизни, однако Аллах судил, что всё это случится при жизни его слуги, которым был Юша‘ ибн Нун (мир ему).

Нечто подобное в 9 году хиджры было и с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) , который хотел совершить военный поход на Византию через Шам и дошёл до Табука. Однако в том же году Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вернулся и подготовил к походу на Шам в качестве передового отряда армию во главе с Усамой ибн Зайдом, за которым готовился двинуться и он сам, повинуясь велению Всевышнего: «Сражайтесь с теми, кто не верует ни в Аллаха, ни в Последний день, не считает запретным то, что запретили Аллах и посланник Его, и не исповедует религию истины из [числа тех], кому было даровано Писание, пока не станут они униженно и собственноручно платить джизью[5]» (9:29). Когда же армия была подготовлена, а Усама стоял лагерем в Аль-Джурфе[6], Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) скончался, и задуманное осуществил его друг и преемник Абу Бакр ас-Сыддик (да будет доволен им Аллах). Впоследствии же мусульмане совершили походы в Ирак, находившийся под властью хосроя[7], и Шам, которым правил император Византии, и Аллах подчинил им их врагов.

Итак, Аллах велел Мусе (мир ему) собрать воинов из числа израильтян и поставить над ними старших.

Об этом в Коране сказано так: Аллах взял завет с сынов Исра’иля, и поставили Мы двенадцать предводителей из их [числа]. Аллах сказал: «Поистине, Я буду с вами, и если вы будете совершать молитву, выплачивать закят, веровать в Моих посланников, помогать им и дадите Аллаху прекрасную ссуду[8], Я непременно прощу вам ваши дурные дела и введу вас в сады, под [деревьями] которых текут реки. Тот же из вас, кто станет неверующим после этого, собьётся с прямого пути» (5:12).

Смысл сказанного Аллахом израильтянам состоял в следующем: если вы будете выполнять обязанности, которые Я на вас возложил, и не станете уклоняться от сражения, как прежде, Я непременно дарую вам награду и прощу вам то, за что вы понесли наказание.

Нечто подобное Аллах Всевышний сказал и о бедуинах, которые уклонились от участия в походе на Худайбию[9]:

Скажи оставшимся сзади из [числа] бедуинов: «Вас призовут к [участию в сражениях против] людей, обладающих большой мощью, с которыми вы сразитесь, или они примут ислам.

Если вы подчинитесь, Аллах дарует вам прекрасную награду, если же отвернётесь, как отвернулись прежде, Он подвергнет вас мучительному наказанию»(48:16).

Что же касается израильтян, то Аллах сказал им: «Тот же из вас, кто станет неверующим после этого, собьётся с прямого пути», после чего подверг их порицанию за то, что они совершали дурные дела и нарушали свои обещания.

Итак, Аллах Всевышний велел Мусе (мир ему) записать имена всех израильтян, принадлежавших к разным коленам и способных носить оружие и сражаться, и назначить старшего над каждым коленом. К тому времени в живых не осталось никого из тех, кто говорил: «Ступай сам вместе с твоим Господом, и сражайтесь, мы же, поистине, будем сидеть здесь» (5:24) — и отказывался войти в город, в котором жили могучие люди. Ибн ‘Аббас и другие сподвижники, а так-же многие улемы, указывали, что в пустыне сначала умер Харун, а после него — Муса.

Израильтяне выходят из пустыни

В большинстве своём улемы считают, что Харун умер в пустыне на два года раньше Мусы, также умершего в пустыне. Перед смертью Муса попросил своего Господа приблизить его к Святой земле, и Аллах внял его мольбе, а Юша‘ ибн Нун (мир ему) вывел израильтян из пустыни и двинулся с ними на Иерусалим.

В Писании иудеев и в трудах историков говорится, что, перейдя через реку Иордан вместе с израильтянами, Юша‘ подошёл к Иерихону[10], который был одним из наиболее укреплённых и густонаселённых городов и в котором были самые высокие здания. Осада Иерихона продолжалась шесть месяцев, а потом настал день, когда израильтяне обошли во круг города, затрубили в трубы и все как один громко восславили Господа, и тогда крепостные стены обрушились. Израильтяне вошли в город, захватили в качестве добычи всё, что нашли, и убили двенадцать тысяч мужчин и женщин. Сообщается, что осада города продолжалась до заката или почти до заката солнца в пятницу, то есть почти до наступления субботы, в которую им было предписано отдыхать. Тогда Юша‘ обратился к солнцу и сказал: «Поистине, ты подвластно [Аллаху], и я подвластен [Аллаху]. О Аллах, задержи его для меня!» — и Аллах задерживал для него заход солнца и восход луны, пока Юша‘ не взял город[11]. Таким образом, всё это происходило в 14-й день месяца.

Что касается захода солнца, то об этом упоминается в хадисе, который я приведу ниже. Что же касается луны, то об этом говорят люди Писания, но это сообщение не противоречит содержанию хадиса, и его нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Однако сообщение о том, что это имело место во время взятия Иерихона, спорно. Более вероятно, что это случилось во время взятия Иерусалима, что и было главной задачей израильтян, тогда как взятие Иерихона служило только средством решения этой задачи, а Аллах знает об этом лучше.

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Юша‘ — единственный человек, для которого было задержано солнце, [и это случилось] в те дни, когда он шёл на Иерусалим» [Ахмад, т. 2, с. 325]. В этом хадисе есть указание на то, что Иерусалим завоевал Юша‘ ибн Нун (мир ему), а не Муса (мир ему), а также на то, что солнце было задержано во время взятия Иерусалима, а не Иерихона, о чём речь уже шла выше. Приведенный нами хадис ясно указывает и на то, что Юша‘ был единственным человеком, для которого было задержано солнце. Это, в свою очередь, указывает на слабость того хадиса, в котором сообщается, что однажды солнце вернулось и не двигалось с места, пока ‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) не совершил послеполуденную молитву, которую он пропустил по той причине, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спал, положив голову на его колено, проснувшись же, Посланник Аллаха попросил Аллаха вернуть солнце для ‘Али, чтобы он мог совершить эту молитву, и оно вернулось [Тахави, т. 2, с. 8–9; Табарани, т. 24, с. 382; Мауду‘ат, т. 1, с. 356. Подложный хадис].

(Продолжение читайте на нашем сайте по ссылке : https://takwaa.com/prorok-yusha-syn-nuna/ )