Найти в Дзене

Пророк Муса (мир ему): От Рождение пророка и до гибели фараона

Рассказ о Собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране (мир ему)

Аллах Всевышний сказал: И помяни Мусу, [когда будешь читать людям] Писа­ние. Поистине, был он избранным и являлся посланником и пророком.Мы обратились к нему с пра­вой стороны горы и прибли­зили его для тайной беседы. И по милости Своей к нему Мы [сделали] пророком [также] его брата Харуна (19:51-53).

В этом аяте Аллах говорит о Мусе (мир ему) как о посланнике и пророке и указывает, что Он избрал Мусу (мир ему), приблизил его к Себе и ока­зал ему милость, сделав пророком и его брата Харуна (мир ему). Краткие или пространные упоминания о Мусе (мир ему) ,  можно найти в раз­ных сурах, здесь же мы расскажем о его жизни с самого начала и до конца, опираясь на содержание Корана и хадисов и сооб­щения наших праведных предшественников.

Фараон обращает в рабство сынов Исра’иля

Аллах Всевышний сказал: Та. Син. Мим. Это — аяты ясного Писания. Мы прочтём тебе [согласно] истине [некоторые] известия о Мусе  и фараоне для верую­щих людей.

Поистине, фараон превоз­нёсся на земле и разделил её жителей на части. [Вознаме­рившись] ослабить некоторых из них, он уничтожал их сыновей и оставлял в живых женщин. Поистине, был он [одним] из тех, кто распро­странял нечестие.

Мы пожелали оказать милость тем, кто был унижен на земле, сделать их предво­дителями и наследниками, укрепить их [положение] на земле и показать фараону, Хаману и их воинам то, чего они опасались (28:1—6).

Здесь вкратце говорится о том, что потом излагается про­странно. Аллах Всевышний говорит, что Он прочтёт  Своему Пророку Мухаммаду  (мир ему и благословение Аллаха) известие о Мусе (мир ему) согласно истине. Другими словами, оно будет столь правдивым, что о том, кто его услышит, можно будет сказать, что он будто сам слышал и видел всё это.

Слова Аллаха «фараон превознёсся на земле и разде­лил её жителей на части» указывают на то, что фараон про­являл высокомерие, заносчивость и несправедливость, отда­вал предпочтение земной жизни и отказывался повиноваться своему Высочайшему Господу. Слова «и разделил её жите­лей на части»  означают, что он разделил своих подданных на различные группы и не придавал никакого значения той из них, которую составляли сыны Исра’иля, являвшиеся по­томками пророка Аллаха Я‘куба, сына Исхака, сына Ибрахи­ма. В то время израильтяне были лучшими людьми на земле, однако этому несправедливому, жестокому, неверному и нечестивому царю была предоставлена власть над ними. Фара­он поработил их, используя для выполнения самой тяжёлой и грязной работы, и вместе с тем «он уничтожал их сыновей и оставлял в живых женщин. Поистине, был он [одним] из тех, кто распространял нечестие».

К совершению столь отвратительных дел фараона побу­дило то, что израильтяне передавали друг другу слова Ибра­хима (мир ему), сказавшего, что среди его потомков появится маль­чик, который станет причиной гибели царя Египта. Он сказал это — а Аллах знает об этом лучше, — когда царь Египта по­желал причинить зло его жене Саре, но Аллах защитил её. Эта радостная весть получила известность не только среди изра­ильтян, ибо слова Ибрахима передавали друг другу и копты, то есть коренные жители Египта, и через некоторое время обо всём стало известно фараону. Ему рассказал об этом кто-то из его военачальников во время вечерней беседы, и фараон велел истреблять сыновей израильтян, опасаясь, что этот мальчик находится среди них, однако предосторожности никогда не из­бавляют от предопределённого! Вот почему Аллах Всевышний сказал: «Мы пожелали оказать милость тем, кто был уни­жен на земле», то есть сынам Исра’иля. Слова Аллаха «сде­лать их предводителями и наследниками» означают, что к ним перейдёт власть над Египтом. Слова «укрепить их [по­ложение] на земле и показать фараону, Хаману и их воинам то, чего они опасались» означают: Мы сделаем слабого силь­ным, подчинённого — подчиняющим, а униженного — могу­щественным, и всё, что было обещано сынам Исра’иля, дейст­вительно сбылось.

Аллах Всевышний также сказал: Мы сделали людей, считав­шихся слабыми, наследни­ками восточных и западных [краёв] земли, которые Мы благословили, и сбылось пре­красное слово твоего Господа о сынах Исра’иля, ибо они проявляли терпение (7:137).

Аллах Всевышний также сказал: [Тогда] Мы изгнали их[1] из са­дов, [удалили] от источников и сокровищ и [лишили всех] достойных мест. Так же Мы сделали наследни­ками [всего] этого сынов Исра’иля (26:57—59).

Фараон предпринимал все меры предосторожности, стараясь не допустить появления Мусы (мир ему),  на свет. Дело дошло до того, что он заставлял мужчин и повивальных бабок искать беремен­ных женщин и узнавать, когда им предстояло рожать, стоило же какой-либо из них родить мальчика, как эти мясники сра­зу же его убивали.

В Писании иудеев сказано, что фараон приказывал уби­вать мальчиков, пытаясь ослабить израильтян, чтобы те не со­противлялись, если египтяне будут сражаться с ними[2]. Однако это неверно, поскольку речь идёт о приказе убивать мальчи­ков, который был отдан уже после начала осуществления про­роческой миссии Мусы (мир ему), как сказал об этом Аллах: Когда же он принёс им истину от Нас, они сказали: «Убивайте сыновей тех, кто уверовал вместе с ним, и ос­тавляйте в живых их жен­щин!» (40:25).

Вот почему израильтяне говорили Мусе (мир ему): Нам причиняли страдания до того, как ты пришёл к нам,[и продолжают причинять их] после того, как ты к нам явился! (7:129).

Итак, правильным следует считать, что в первый раз фараон велел убивать мальчиков, опасаясь появления Мусы (мир ему) на свет[3].

Таким образом, предопределение как бы говорило фарао­ну: «О могущественный царь, ослеплённый многочисленностью своих воинов, своей силой и безграничностью власти! Великий, с Которым невозможно бороться, Которому невозможно со­противляться и предопределению Которого невозможно про­тивиться, решил, что этот младенец, которого ты остерегаешь­ся и из-за которого ты уже погубил бесчисленное количество душ, будет спать на твоей постели и расти в твоём доме, где его будут поить и кормить твоей едой. Именно ты усыновишь этого младенца и будешь воспитывать его, ничего для него не жалея и не зная тайны его происхождения, а потом через него тебя постигнет гибель в обоих мирах, ибо ты воспротивишься ясной истине, с которой он явится к тебе, и объявишь ложью то, что будет ниспослано ему свыше. Так будет, чтобы ты и все люди знали, что Господь небес и земли, Который обладает си­лой и могуществом, делает, что пожелает, и никто не в силах противиться Его воле!»

Как указывают многие толкователи Корана, через неко­торое время египтяне стали жаловаться фараону на малочис­ленность израильтян из-за истребления рождавшихся у них детей мужского пола. Египтяне опасались, что, когда остав­шиеся в живых после истребления младенцев взрослые станут умирать, им самим придётся делать то, чем занимались изра­ильтяне, и тогда фараон велел убивать новорожденных маль­чиков не ежегодно, а через год. Сообщается, что Харун родился в тот год, когда младенцев оставляли в живых, а Муса (мир ему),  — в тот год, когда их убивали. Из-за этого мать Мусы (мир ему) испытывала беспокойство и опасалась за него с первых дней беременности. Однако никаких внешних признаков беремен­ности у неё не было, а когда она родила, ей было внушено свы­ше взять для младенца сундук и перевязать его верёвками. Дом матери Мусы (мир ему) находился рядом с Нилом. Она кормила его грудью, и если боялась кого-либо, то клала ребёнка в сундук и опускала его в реку, держа за конец верёвку, когда же посто­ронние уходили, она вытаскивала этот сундук на берег.

Муса (мир ему) попадает из реки в дом фараона

Аллах Всевышний сказал: И Мы ниспослали матери Мусы в откровении: «Корми его грудью, а когда станешь опасаться за него, брось его в реку. Не бойся и не печалься, [ибо], поистине, Мы вернём его тебе и сделаем [одним] из посланников».

И подобрал его [кто-то из при слуги] семьи фараона, чтобы он стал для них врагом и [причиной] печали. Поис­тине, фараон, Хаман и их воины были грешниками. Жена фараона сказала: «[Этот младенец] — услада моих и твоих очей. Не уби­вайте же его — может быть, он принесёт нам пользу, или мы усыновим его». И не ведали они, [что он послужит причиной их гибели] (28:7—9).

Это откровение имело форму внушения и указания, как и от кровение, о котором упоминается в следующих аятах: И Господь твой ниспослал в откровении [каждой из] пчёл: «Устраивай себе жилища в [расщелинах] гор, [дуплах] деревьев и [строениях, которые] возводят [люди], а потом вкушай [то, что добу­дешь] из всевозможных пло­дов, и смиренно следуй путями, [указанными тебе] твоим Господом». Исходит из чрева [пчёл] питьё раз­ного цвета, которое [прино­сит] исцеление людям. Поис­тине, в этом — знамение для людей размышляющих (16:68-69).

Иначе говоря, это откровение не относилось к числу тех, что ниспосылались пророкам, как ошибочно утверждает Ибн Хазм и прочие мутакаллимы[4]. Таким образом, правильным является первое, и такого же мнения, как указывает Абу аль-Хасан аль- Аш’ари, придерживаются приверженцы Сунны и согласия.

Здесь имеется в виду, что мать Мусы (мир ему) была направлена к тому, о чём мы упоминали выше, и ей пришло на ум, что она не должна бояться и печалиться, ибо, даже если она лишится своего ребёнка на какое-то время, Аллах вернёт его ей и сде­лает его пророком и посланником, слово которого возвысится в обоих мирах.

(Продолжение читайте на нашем сайте по ссылке: https://takwaa.com/prorok-musa/ )