Многие из нас знакомы с фотографиями Халдея, они есть в учебниках истории и литературы. Он сделал одну из самых знаменитых фотографий периода Великой отечественной войны. Имя военкора навеки вошла в историю фотографии. Но обо всем по порядку.
Детство будущего фотографа нельзя назвать счастливым, родился он в Донецке ,можно сказать, под пулями. Ему не было и года, когда были убиты родители вследствие еврейского погрома, а он получил грудное ранение. Получил базовое начальное образование, с 13 лет начал работать и именно тогда он сделал первую фотографию. Спустя 3 года он стал работать фотокорреспондентом, а с 1939 года стал работать в ТАСС.
Далеко от родины он не мог уехать и посвятил целую серию фоторепортажа о шахтере Алексее Стаханове. Первая фотография была сделана в 1934 году на Донбассе. Она была сделана средним планом - это портрет шахтера. Спустя 2 года уже в г. Сталино была сделана еще одна фотография, опять же портретная средним планом.
Ну а после началась война. Халдея можно назвать зеркалом второй мировой. Он был на улице в Москве, когда Молотов по радио объявил о начале войны.
Фотография сделана общим планом, на ней лица людей, которые просто в шоке, ведь никто не ожидал, что война начнется сейчас. На лицах людей паника и страх.
Он со своей камерой “Leica”дошел из Мурманска до Берлина”. Служил на Северном фронте. Фотограф видел освобождение Севастополя и Керчи, дошел до Австрии, Венгрии, Румынии.
На фотографиях этого периода в большинстве своем изображены лица солдат, сняты они как портрет, средним планом, фоном служит разрушенные дома и сооружения. Фотография словно передают ту боль, которая царила тогда.
Целый фоторепортаж сделан со Севастополя и Заполярье. Халдей был воистину великим военком. Чего только стоит его фотография оленя на фоне самолетов.
Сделана она в 1941 году. Снято общим планом, но изначально взгляд попадет на стоящего на первом плане оленя, нельзя сказать, что он выглядит естественно, будто миг его отделяет от гибели, ведь на фоне не военные самолеты и следы бомбардировок. Фотографии, где изображены люди, общим планом, четкого очертания лиц нет, но это и не важно, куда важнее передать событие. На одной фотографии десантники с украдкой и оружием в руках покидают корабль, на другой же на земле лежит побитый немецкий самолет, рядом же моряки. Кадр не постановочный, это буквально фрагмент из их обычной жизни. Таким же фрагментом является фотография сделанная общим планом солдат, которые тянут снаряд, они не смотря в камеру. Просто времени нет на это, необходимо защититься от врага.
Ужасает фотография пленных в Севастополе. Она снята общим планом, вокруг руины и люди, которые оказались пойманы.
Если в начале военных действий на фотографиях появлялись люди, то сейчас уже просто город, общий план, он полностью разрушен, нет ни единой души лишь машина, которая опять же без водителя.
Но не все фотографии пропитаны печалью. Дети, они всегда были источником радости, так и в этот раз. На снимке 1944 года, сняты общим планом дети отдыхают, лежат на песке, и будто войны нет вокруг. Маленькая девочка с зонтом выдвинута на первый план, все дети смотря вдаль, но не на камеру, они живые, они и есть будущее СССР. Стоит также обратить внимание на кадры отснятые после войны в Севастополе. На них люди, на первой фотография возда Сталина и надпись, на фоне мирный город, развалин нет. На второй же дети, которые встречают новый день, они около моря, которое бушует, но это не помеха. Третья, пожалуй, самая сильная, дети на фоне разрушенного города, которые играют с оружием, показывает, что война оставила неизгладимый психологический след на детей, раз их игра это “война”.
Медленно, но верно мы добрались до самой знаменитой работы Халдея- “Знамя победы над рейхстагом”.
Человек, который хотя бы немного увлекается фотографией знает, что самый знаменитый кадр Великой ответственной войны ничто иное как постановка. Более того, для того чтобы его сделать Халдею пришлось срочно добраться до Берлин. На тот момент уличные бои закончились и город заняло советское войско, над рейхстагом развивались множество флагов. Позировали фотографу первые попавшиеся на его пути солдаты. Знамя держал украинец Алексей Ковалев. Фотограф отснял две пленки, и увез с собой в Москву. Она получилась очень драматичной: общий план города, разрушенные дома и советские солдаты. Она является своего рода символом победы. Советское войско поднялось над фашистами и победила их. Солдаты олицетворение - всего СССР. Флаг - символ победы. Позже фотография была отретушированная, для драматизма добавили грозные облака и убрали второго солдата, который поддерживал Алексеея Ковалева.
Война закончилась и дальнейшая деятельность Халдея пострадала из-за репрессий. Однако,как при жизни, так и по сей день по всей России организовываются выставки фотографа.
Фотографии Евгения Халдея стали истинными показателями военной реали, не зря его считают лучшим военкором Второй мировой войны. В его снимках много военных мужчин, женщины и дети, главные герои люди. Фотографии сделаны общим или же крупным планом. Его основным полем съемок стал Севастополь и Крым, но признание он получил благодаря одному снимку в Германии. Его след в истории военной фотокорреспонденции велик.
Ссылки на источники
https://topwar.ru/14347-klassika-voennoy-fotografii-evgeniya-haldeya.html
https://topwar.ru/110760-evgeniy-haldey-znamenityy-i-neizvestnyy.html
https://www.radiosvoboda.org/a/donbass-realii/29673781.html
https://fotogora.ru/?p=11771
https://rosphoto.com/history/evgeniy_haldey_fotograf_pobedy-1567