Найти тему
Мужчина, вы куда?

Неуверенность в большом офисе

Почему растить компетенции важнее, чем нравиться начальнику

Вам случалось испытывать чувство досады или даже ощущение, что все действительно против вас, когда в офисном чате вы вдруг видите, что коллеги отправились в бар без вас? Или вам кажется, что все ваши рабочие предложения принимаются из жалости, а шефу нужно совсем другое?

Отлично, теперь вы знаете, что находитесь среди 40 % тех, кто обладает одним из важных негативных качеств любого работника — неуверенностью в себе.

Список этих качеств выявила компания Hogan Assessment Systems, лицензировавшая собственную систему оценки Hogan Development Survey (HDS). Из неё следует, что негативные качества можно поделить на три условных категории: явно негативные (скепсис, снобизм, перепады настроения и та самая неуверенность), привлекательные, но от этого не менее опасные (излишняя уверенность в себе, излишний азарт, граничащий с безрассудством), и качества, свойственные подчинённым (искать одобрения начальства, например, — знакомо?).

Неуверенность рождает мнительность, а следом и полный трудовой паралич. Например, копирайтер Евгений из Перми рассказывает, что сомнения в себе преследовали его с самого детства. Классическая ситуация: полный тихий ребёнок, который особо не выделяется в классе, а для самозащиты старается стать главным весельчаком. Это же, по его словам, продолжилось и в институте, а затем перекочевало в трудовые отношения. «С тех пор кажется, будто мои действия и профессиональные решения обсуждают в духе „вот херню-то придумал!“», — делится он.

Одобрение стало очень важной составляющей его работы. Как-то ему дали задание заняться PR-продвижением Youtube-канала и подкаста компании. «Но тогда я мыслил не как профессионал, а как человек, которому нужно одобрение, я исходил из того, что моё решение должно понравиться коммерческому директору», — говорит он.

Авторы исследования HDS как раз отмечают, что неуверенность в себе опасна не только для руководителей, но и для их подчинённых, которые, вместо того чтобы пытаться придумывать действительно эффективные рабочие решения, просто ищут способы понравиться начальству.

Эта мнительность может распространяться и на горизонтальные отношения в коллективе, полностью парализуя сотрудника.

Тот же Евгений, к примеру, с трудом смог побороть в себе чувство, что снова превращается в того полного школьника, когда в общем чате увидел, что коллеги, с которыми он был на одном корпоративе, продолжили веселиться без него в соседних барах.

-2

Психолог и автор книги «Уверенность в себе» Томас Чаморро-Премузик отмечает, что в попытках обрести эту самую уверенность сотрудники начинают путать компетентность с хорошим настроением от социальных поглаживаний. Более того, если у вас есть коллега, который постоянно успокаивает вас в случае рабочих провалов и объясняет, что вы не виноваты, то его, скорее всего, можно назвать токсичным: вы не разбираете ошибки, а мучительно пытаетесь вернуть эмоциональное равновесие.

Однако неуверенность в себе он же называет хорошей стартовой позицией. В частности, это неплохой повод понять, какие навыки вам нужно прокачать, чтобы действительно стать профессионалом в том, что вы делаете, и как дальше самосовершенствоваться, чтобы уверенность в себе росла не от эмоций, а от уровня компетентности.

Текст: редакция проекта “Мужчина, вы куда?”