Почему в поправки в Конституцию сегодня бессмысленно вносить упоминание о Боге
После развала СССР и коммунистической идеологии с 1991-го народ наш блуждает в поисках своей «земли обетованной». Мы мучаемся, недовольны жизнью, проклинаем политиков, олигархов и наше бесхребетное общество, собирающее смс-ками деньги для больных детей и тратящее миллиарды на украшение улиц. Понимаем, что живем неправильно, но ничего не меняем. Надеемся (хотя с каждым годом все меньше) на прорыв, который вот-вот случится, но не имеем ни твердого понимания того, какое государство хотим видеть, ни представления о том, куда идет Россия и ее народ.
Эти метания хорошо видны при работе над поправками в Конституцию, которая идет в авральном режиме. Чего и кого только туда не предлагали включить. Меня особенно удивило стремление обязательно вписать в главный документ страны упоминание о Боге. Как будто если о Боге напишешь в Конституции, то завтра непременно станет лучше, чем сегодня.
Предложение сделал Патриарх Кирилл, подчеркнув, что это будет соответствовать убеждениям большинства россиян. Он считает, что большинство россиян люди верующие. Хотя, к примеру, ряд религиоведов утверждают, что в лучшем случае под традиционное церковное понимание религиозности подпадает от 4 до 8 процентов населения России, что составляет от 5 до 12 миллионов.
На мой же скромный взгляд, за 29 прошедших с развала страны лет народ наш стал от Бога дальше, чем был, к примеру, в 70-80-х. Когда люди были добрыми и помогали друг другу, а государство несло социальную ответственность перед своими гражданами. Сейчас же, несмотря на огромное количество восстановленных и построенных храмов, на свободу вероисповедания, на увеличившееся количество прихожан, в целом наше общество стало злее, нетерпимее, несправедливее. Социальные институты попраны. Разделение на классовые сословия, по сути, уже произошло. Слуги народа поставили этот самый народ на службу себе. Разве к этому призывает нас Господь?! Разве к ближе к Богу общество, в котором больше церквей, но меньше больниц, школ, справедливости и сочувствия к ближнему?
Почему мы к этому пришли? Полагаю, что многие наши сегодняшние беды происходят от того, что после слома коммунистической системы народ не покаялся за грехи и преступления своих предков. Не осудил их до конца. Не сказал сам себе: беззакония, репрессии, убийства собственного народа, положение человека, ставшего винтиком в руках государственной системы, - такое больше никогда не должно повториться. Всё и всех, что с этим было связано, начиная от идеологии и заканчивая методами ее воплощения в жизнь, а также людьми, которые приводили в исполнения все преступные приказы, осудить и законодательно запретить. И публично покаяться перед невинно убиенными, оскорбленными и униженными.
Осуждение многочисленных преступлений большевистского режима и его «героев» перед своим народом и стоило бы внести в Конституцию. Как это сделала Германия по отношению к фашизму. Немцы раскаялись за то, что принесли миру ужасы фашизма. Вероятно, поэтому и живут сегодня куда лучше нас.
У Германии, к счастью, нашелся политик, который взял на себя тяжелую ношу, понимая, что без официального покаяния и признания немецким народом ответственности за содеянное чудовищное зло, его страна не сможет рассчитывать на светлое будущее. Не снимет с себя печать проклятия. Вилли Брандт в 70-е стал политиком, сумевшим окончательно вывести народ Германии из нацистского прошлого.
Сегодня в германском обществе идеи национал-социализма осуждаются на всех уровнях, личность Гитлера считается персоной нон грата. Негативное отношение к любым проявлениям идей нацизма детям прививается со школы.
В России, увы, пока не нашлось человека, который бы стал русским Вилли Брандтом. Ни Михаил Горбачев, затеявший перестройку, ни его последователи на посту главы нашей страны не принесли официального покаяния от имени народа перед многочисленными жертвами сталинских репрессий и их потомками. Разве что первый президент России Борис Ельцин извинился в своей прощальной речи, что не смог окончательно вывести страну из тоталитаризма.
Впрочем, дело далеко не в лидере нации. О каком покаянии можно говорить, есть роль Сталина в истории, исходя из опроса Левады-центра в 2019 году, положительно оценивали 70% россиян. Это рекорд за все годы соответствующих исследований. Почти половина респондентов готовы были оправдать репрессии сталинской эпохи. При этом доля тех, кто негативно относится к Сталину, испытывая раздражение, страх или отвращение, составляла всего 14%.
А вот данные уже другого центра изучения общественного мнения. ВЦИОМ. По данным опроса, 64% респондентов считают, что Сталин действовал в интересах всего общества в целом или в интересах большинства.
Убийства тысяч невиновных не в счет. Имперские амбиции, конечно, куда важнее...
Улицы наших городов по-прежнему носят имена людей, принимавших участие в истреблении собственного народа. Показательно, что до сих пор существуют улица, станция метро и несколько проездов имени Войкова (стопроцентно его участие в цареубийстве не доказано, но есть подтверждения его неоднократных призывов к расправе над Николаем II). Показательно и то, что потерпела неудачу попытка вычеркнуть из столичной жизни имя Войкова. Проводившийся несколько лет назад интернет-опрос москвичей на тему переименования Войковской выиграли сторонники того, чтобы ничего не менять. С «железным» аргументом: мы так привыкли.
Царя Николая II причислило к лику великомучеников то же общество, что не желает искоренять имя Войкова. Так где же истинное лицо этого общества: в пером случае или во втором?
Есть в России, например, и улицы Кедрова, активного участника еще революции 1905 года. Вот пара строк из его биографии:
- В марте 1920-го, прибыв на Соловецкие острова, ликвидировал Соловецкий монастырь, а его руководство сослал.
- Создал в Холмогорах спецлагерь смерти для уничтожения противников Советской власти. Исключительно для массовой ликвидации белого офицерства. Заключенных в лагере не было, писал в ВЧК донесение в апреле 1921-го председатель Архангельской ГубЧК Кацнельсон. Офицеры привозились в лагерь лишь для ликвидации и никуда оттуда не распределялись.
В честь этого деятеля были названы улицы в Архангельске, Котласе, Костроме, Москве и Ярославле. Почему они есть до сих пор?
Или вот еще персонаж, один из основателей Венгерской компартии, в годы гражданском войны отличившийся в России. Площадь Белы Куна находится в Восточном административном округе Москвы. Прославился зверскими и массовыми убийствами белых офицеров, добровольно оставшихся в Крыму. Убивал их разными способами. Например, заставлял связывать по несколько человек и топить в море.
Улицы Халтурина, организовавшего покушение на императора Александра Второго, - в десятках городов! При покушении, как известно, царь выжил, но погибло 11 военных - героев русско-турецкой войны.
Список можно продолжать очень долго.
Почему наше общество все это терпит? Почему народ по-прежнему «за Сталина»? Почему улицы наших городов должны носить имена преступников? Почему спустя рукава смотрит на это власть?
Дорого переименовывать?
Два года назад была история с присвоением 40 с лишним аэропортам имен знаменитых деятелей страны, на что были потрачены сотни миллионов рублей. Кто-то против этого возражал?
Где, скажите, истинное лицо нашего народа? Заслуживает ли он упоминание Бога в Конституции. И верит ли в Него?