Найти тему

Когда у государства есть право называть себя Родиной или история спасения польских детей

По данным Музея Польской Истории и Государственного архива Республики Польша за всю историю существования советской власти польский народ пережил четыре волны депортации.

Вся статья - это перевод данных, приведённых на официальном сайте Музея Польской истории и Польского Агентства Новостей (PAP).

1936 год. 28 апреля 1936 года было принято постановление СНК СССР «О переселенцах с Украины» № 776 - 120, согласно которому по­ляки, проживавшие на Украине, были подвергнуты насильственной депортации в Казахстан. Кроме поляков этот приказ коснулся цыган, финнов и немцев. Их социальный статус определялся как «политически неблагонадежные элементы» пограничных зон. На Украине были ликвидированы целые районы этнических поляков. Всего в течение года было депортировано около 70 000 человек. Эта депортация по сравнению с последующими была относительно "мягкой": предупредили за несколько дней, разрешалось взять с собой одежду, обувь, посуду, продукты на месяц, сельскохозяйственную утварь, но не более чем 500 кг на семью. Вывозили семьями. В вагоне ехало по 25-30 человек.

1936 год
1936 год
1936 год
1936 год

1939 г. Эта волна депортации пришлась на начало оккупации СССР восточных территорий Польши, 17 сентября 1939 г. Всего было депортировано около 190 000 поляков: мужчин, женщин, детей, стариков.

Познань. На барельефе надпись "Матерям Сибирским и Катыньским, нас сохранившим"
Познань. На барельефе надпись "Матерям Сибирским и Катыньским, нас сохранившим"

1940 г. С апреля по июнь этого года было депортировано около 140 000 человек. И опять выселяли семьями, но уже не в Казахстан, а в Сибирь, Новосибирская область, Красноярский край.

1941 г., май, т.е. перед самым нападением Германии на Советский Союз. Вывозили в основном в Сибирь.

Вспоминает Кристина Томашик (Krystyna Tomaszyk), автор книги "Дорога и память" (Droga i pamięć), которая вместе с матерью была вывезена в колхоз Тулай, Красноярского края. "Мы слезли с грузовиков и стали возле них, прижавшись друг к другу. К нам подъехал мужчина на коне. Наверное, это комендант лагеря, зашептались взрослые. "Вы, ваши дети и дети ваших детей останетесь здесь навсегда. Привыкнете, а если не привыкнете - сдохните."

Смертность при депортации была от 8 до 10 процентов. Даже пули не тратили, просто в вагоны для скота посадили 40 человек, а вышло из них 36.

Всего на данным архивов НКВД было депортировано свыше 340 тысяч человек. Это были не военные, не шпионы и разведчики, ни подпольщики и диверсанты, а простые люди: мужчины, женщины, старики, дети. Вся их вина перед трусоватой, а потому жестокой советской властью, была лишь в том, что они были поляками.

В этой статье я хочу рассказать вам удивительную историю спасения польских детей. Рассказать как поляки, лишённые всего: государства, территорий, свободы, находясь кто под оккупацией, кто в изгнании, боролись за своих детей. История, по моему мнению, заслуживает внимания ещё и потому, что именно в отношении к слабым и беспомощным и человек, и государство проявляют как лучшие, так и худшие свои качества.

30 июля 1941 года в Лондоне премьер-министр Правительства Республики Польша в изгнании Владислав Сикорский подписал с Послом СССР в Великобритании Иваном Майским Соглашение о восстановлении дипломатических отношений, известное как "договор (соглашение) Майского-Сикорского". Соглашение предусматривало союзничество двух стран в борьбе с гитлеровской Германией. Этим договором было предусмотрено формирование польских дивизий на территории СССР из ранее арестованных и депортированных кадровых военных польской армии. Но мало кто знает, что путём долгих переговоров польская сторона добилась подписания дополнительного протокола, согласно которому польские дети, их родители и опекуны, находящиеся в лагерях и на поселениях на территории СССР, и на тот момент остававшиеся по-прежнему гражданами Польши, должны были быть освобождены с возможностью беспрепятственного их эвакуации с территории СССР.

Это было условием мобилизации поляков и формирования Армии Андерса: свобода нашим детям - и поляки идут воевать, либо они умрут рядом со своими детьми. И случилось невероятное, репрессивная машина разжала свои тиски: протокол был подписан, и польские семьи начали покидать лагеря, поселения, а дети, успевшие к тому времени потерять родителей, детские дома. Мужчины шли воевать на стороне Советского Союза против Германии, а женщины, старики и дети собирались во временных приёмных пунктах в ожидании, когда их смогут вывести из страны. Эти временные пристанища были территориально привязаны к местам формирования частей Армии Андерса в Узбекистане, Казахстане, Киргизии и Туркмении. Дети были под её защитой, насколько в то время, в той стране кто-то мог быть по чьей-то защитой. Трагическую историю этого воинского соединения пересказывать смысла нет, её легко можно прочитать в Википедии.

Эта эвакуация не коснулось тех поляков, которые были депортированы в 1936 году с тогдашней УССР. Им Польша ничем не могла помочь, они были гражданами СССР.

Вспоминает Кристина Томашик (Krystyna Tomaszyk), автор книги "Дорога и память" (Droga i pamięć Przez Syberię na Antypody) "Здесь в лагере под Каркин Баташ (Узбекистан) было собрано очень много детей. Весь наш день состоял из утренней и вечерней молитвы и долгой очереди за едой - миской супа и кусочком хлеба. Когда мы пели, местные жители выходили из своих мазанок и слушали нас".

В ситуации, когда полмира воевало друг с другом, вывезти детей было непросто. Польское правительство вело переговоры со странами, на территории которых не было открытых военных действий. Первой страной, согласившейся принять польских детей и лиц их сопровождавших, был Иран, куда в начале 1942 года была передислоцированы сформированные в Средней Азии части Армии Андерса. В то время Иран сам был под оккупацией союзников (в 1941 году войска Великобритании, Австралии и СССР вторглись на его территорию, в 1942 году союзники приняли соглашение о суверенитете Ирана, тем не менее СССР, вывел свои войска только в 1946 году).

Около 2,5 тысяч детей-сирот и детей, потерявших одного из родителей оказалось в Иране в лагере под Исваханом. Это те, кого удалось спасти и вывести первыми. Многие не смогли пережить нечеловеческих условий, которые были в советских лагерях и поселениях, а дети, оставшиеся без родителей, детских домов. Всего в Иран было эвакуировано и размещено в транзитных лагеря около 115 000 поляков, в том числе 13 000 детей.

Вспоминает Кристина Томашик (Krystyna Tomaszyk), автор книги "Дорога и память" (Droga i pamięć) "Со временем внешний вид детей изменился, мы стали поправляться. Стало меняться и наше поведение, мы снова начали смеяться".

Позже польскому Правительству в изгнании удалось договориться с Мексикой, Индией, ЮАР, Ливаном и Новой Зеландией. Огромная работа была проведена польскими консулами в этих странах.

В апреле 1942 г. из временного лагеря в Ашхабаде (Туркмения) было вывезено 650 детей в Индию, Бомбей. Всего в Индию за годы войны было вывезено около 5000 поляков. Большую помощь в приёме детей, их размещении, создании условий для их проживания и учёбы оказал махараджа Наванагара Ранджитсинхджи Дигвинджайсинхджи.

Год спустя в 1943 г. два транспорта - 1500 беженцев, большая часть которых были дети - отправились в город Санта-Розе, Мексика. В этом же году по приглашению премьера ЮАР группа из 500 польских детей приехала в Оудсхорн.

Транзитный лагерь был также в Карачи, Пакистан; около 6000, и опять в большинстве своём детей, принял Ливан.

Самой далёкой страной, согласившейся принять детей, стала Новая Зеландия. В декабре 1943 года консул Республики Польша Казимеж Воджицки встретился с премьер-министром Новой Зеландии Питером Фрейзером. Результатом встречи стало письмо премьера, в котором говорилось "Правительство Новой Зеландии берёт на себя все расходы по приёму польских детей, организации их проживания и обучения". В Новую Зеландию детей вывозили из транзитных лагерей в Иране и Пакистане.

Я читала воспоминания детей, которые поменяли несколько транзитных лагерей, прежде чем попасть в Новую Зеландию.

Вспоминает Диониза Хорощ, ребёнком вывезенная в Сибирь, позже оказавшаяся в транзитном лагере (Dioniza Chjroś) "После того, как мы узнали о том, что едем в Новую Зеландию, стали спрашивать о этой стране, мы ничего о ней не знали. Рассказы взрослых были похожи на сказки, а страна на рай на земле: тёплый климат, несколько урожаев в год, вечно зелёные острова, овцы... После кошмара, пережитого в России, мы слушали о добрых, работящих, честных людях, которые не закрывают дома на ключ. Мы не верили."

Именно о Новой Зеландии дети вспоминают с особой теплотой. Сами по себе воспоминания такие тяжёлые, полные страдания и боли, читать их очень сложно. Единственного чего в них нет, так это желания отомстить мучителям, и уж, тем более их детям. Главная мысль - чтобы больше никогда!

В 1945 году, уже после того, как советские войска освободили Польшу от гитлеровских войск, премьер-министр Новой Зеландии обратился к уже подросшим польским детям:

Питер Фрейзер, премьер-министр Новой Зеландии 1940-1949 г.г. (фото Википедия)
Питер Фрейзер, премьер-министр Новой Зеландии 1940-1949 г.г. (фото Википедия)

"Власти нашей страны всегда будут считать польских детей своими детьми. Вместе с тем, мы считаем, что вы имеете право на свободу выбора, где жить и можете вернуться на родину, когда захотите. Нам хочется верить, что этот выбор принесёт вам счастье". Он был мудрым человеком и знал, что говорит. Немногие решились вернуться в Польшу, оттуда приходили тревожные и пугающие новости, начались аресты, преследования со стороны новой власти.

Аницет Лаком, который приехал в Новую Зеландию в возрасте 7 лет пишет: "Надеюсь, что мои дети никогда не узнают, что такое война и неволя, что главной ценностью их жизни будет свобода. Для меня навсегда останется тайной, почему мы смогли пережить всё это, в то время как миллионы людей, оказавшихся в таком же положении, как и мы, погибли. Никогда не оставит меня чувство благодарности к этой стране и её людям. Каждый день своей жизни я благодарю Бога за то, что помог моей семье вырваться из России, и оказаться здесь. Без всякого сомнения меня можно назвать счастливчиком."

Вот такая история о спасении детей, которая говорит о том, что за своих детей надо бороться до последнего, даже тогда, когда нет ни единого шанса на спасение. В противном случае у государства нет никакого права называть себя Родиной.