Найти тему

Что лучше — получить от страховщика деньги, или ремонт авто?

Попали в ДТП и теперь хотите возместить ущерб по ОСАГО? Прочитайте, какой способ возмещения лучше выбрать (ремонт или деньги), можно ли самому выбрать место, где будут чинить автомобиль, и что по этому поводу говорит закон.

По закону приоритетным считается натуральное возмещение убытков: то есть страховая компания будет стремиться восстановить автомобиль, а не заплатить за его ремонт. Выгодно ли это вам? Редакция Страховка.Ру утверждает, что да. И вот почему.

Возмещение деньгами

На крупные суммы лучше не рассчитывать. Фото: pixabay.com
На крупные суммы лучше не рассчитывать. Фото: pixabay.com

Страховая компания рассчитывает ущерб при возмещении деньгами с помощью специального справочника средней стоимости запчастей. Это своеобразный перечень всех деталей с их ценами. Его создаёт и обновляет Российский Союз Автостраховщиков (РСА). И этот справочник часто обвиняли в занижении цен: татарстанский УФАС даже провёл масштабное расследование в 2016 году. Результатом этого расследования стало выявление многочисленных нарушений при составлении документа. Поэтому многие автолюбители жалуются, что на полученные деньги невозможно отремонтировать автомобиль.

Историю о том, как наш главный тестировщик Андрей всё-таки смог доказать, что страховая компания выплатила недостаточно денег для ремонта его шевроле, вы можете прочитать тут.

Запомните, возмещение деньгами актуально только в нескольких случаях:

  1. автомобиль потерпевшего не подлежит восстановлению;
  2. потерпевший скончался;
  3. потерпевший получил вред здоровью тяжёлой или средней степени тяжести;
  4. потерпевший — инвалид, нуждающийся в автомобиле по медицинским показаниям;
  5. стоимость ремонта превышает страховую сумму или максимальный размер возмещения (а потерпевший не согласен доплатить за ремонт);
  6. оба участника ответственны за причинённый вред: например, оба нарушили ПДД или оба сбили одного пешехода;
  7. вы подписали соглашение на возмещение деньгами со страховщиком.

Натуральное возмещение (ремонт)

Обычно автомобиль ремонтируют не дольше 30 дней. Фото: pixabay.com
Обычно автомобиль ремонтируют не дольше 30 дней. Фото: pixabay.com
Лайфхак: ещё на этапе выбора полиса ОСАГО обратите внимание на то, что каждый страховщик размещает на своём сайте перечень СТОА (станций технического обслуживания автомобилей), с которыми у него есть договор. В этом перечне подробно расписаны адреса станций, марки и годы выпуска автомобилей, которые они обслуживают, примерные сроки проведения ремонта в зависимости от выполняемых работ и загруженности. Так что, если у вас есть какие-то предпочтения относительно мест восстановления автомобиля, выберите страховщика, у которого есть договор с нужной вам станцией.

При организации и оплате ремонта на одной из специальных станций страховщики обязаны придерживаться целому ряду правил. Если компания нарушает указанные ниже требования, то Центральный Банк РФ может ограничить ему возможность осуществления натурального возмещения.

  1. Если вы не договорились со страховщиком об обратном, он не имеет права использовать подержанные детали для ремонта вашего автомобиля. То есть все страшилки «и не известно ещё, что вам там поставят» — не правда.
  2. Станции, на которые страховщик выдаёт направления для ремонта, должны предоставлять минимальный гарантийный срок: 6 месяцев на восстановительные и 12 месяцев на кузовные и лакокрасочные работы.
  3. Срок проведения ремонта не должен быть больше 30 рабочих дней с даты предоставления ТС. Если страховщик задерживает сроки ремонта, вы можете претендовать на получение неустойки. Наш руководитель юридического отдела объясняет, как это сделать, тут.
  4. СТОА выбираются так, чтобы вам было удобно до них добраться. Максимальная длинна маршрута от места ДТП или места жительства потерпевшего до СТОА не может превышать 50 км (за исключением случаев, если страховщик организовал и оплатил транспортировку ТС до СТОА).
  5. Страховщик обязан сохранить гарантии производителя. То есть ремонт автомобиля, если с момента выпуска прошло менее 2 лет, проводится только у официального дилера.
  6. Если ни одна из станций, с которыми у страховщика есть договор, вам не подходит, то страховщик не может выдать направление на другую станцию без вашего письменного согласия. Письменного согласия не получено — выплата производится деньгами.
  7. Если у страховщика нет договора с нужной вам станцией, вы можете с ним договориться (письменно), чтобы ремонт организовывали вы сами. Просто укажите в заявлении на выплату все реквизиты выбранной станции, место её нахождения, а страховщик выдаст туда направление и оплатит ремонт.
  8. Если страховой суммы недостаточно для ремонта, остаток вы оплачиваете самостоятельно, поэтому в направлении на ремонт страховщик обязан указать возможный размер доплаты.
Вам не имеют права устанавливать подержанные детали. Фото: pixabay.com
Вам не имеют права устанавливать подержанные детали. Фото: pixabay.com

То есть получается, что закон, если вы выбираете натуральное возмещение, на вашей стороне: страховщик обязан выполнить качественный ремонт в чёткие сроки. Если возникают претензии к страховой компании — жалуйтесь. Вам выплатят и неустойку, и моральный вред. Кстати, как получить компенсацию морального вреда руководитель юридического отдела Страховка.Ру рассказывает здесь.

Обратите внимание, что все вышеперечисленные правила касаются только автомобилей. Если в результате ДТП пострадало иное имущество, то выплата осуществляется только деньгами.

А вам приходилось ремонтировать свой автомобиль по ОСАГО? Расскажите о своём опыте в комментариях! Ну а если вам нужен полис ОСАГО — заходите на Страховка.Ру. У нас вы сможете сравнить и выбрать страховку среди предложений сразу 8 страховых компаний.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц