Не скажу, что они бесполезны, не все одинаковы. Но как в любом деле профессионал (тем более эксперт) отличается от новичка еще и тем, что выглядит так, как-будто ничего не стоит продать. Обычно он как раз не работает по скриптам и не читает презентационный текст.
Самый вышак, чтобы в процессе люди забывали, что вы им продаете. Не что именно, а что вы-продавец.
На курсы походить неплохо, но лучше походить на переговоры с хорошими продавцами. Те, кто зацикливается на технике, могут очень важные точки упустить. Скажем, вас научат, что для продажи нужно 5 встреч, и, вместо закрытия сделки, вы будете греть уши лишние 2-3 раза. Хорошо еще если вы просто надоедаете, а ведь за это время клиент может и передумать, слить бюджет.
Любые отношения должны развиваться). Человека «только с тренинга» почти всегда видно, и бесит он чуть больше 99% людей. Но мы ведь не такие, верно?