В рамках Beat Film Festival прошли показы документального фильма о певице Пи Джей Харви, снятого военным фотографом, и по совместительству её близким другом, Шеймусом Мёрфи.
adogcalledmoney.jpg / Источник
Полли Джин Харви находится в поиске вдохновения для своего девятого студийного альбома, впоследствии получившего название The Hope Six Demolition Project - отсылка к плану Министерства жилищного строительства и городского развития США по сносу ветхого социального жилья в районах с высоким уровнем преступности, в результате которого многие люди оказались в буквальном смысле на улице. Вместе с Шеймусом Мёрфи Пи Джей решает отправиться в Косово, Афганистан и самый бедный район Вашингтона, где время давно остановилось, а жизнь идёт по совершенно иным законам. Разруха и нищета, ощущение беспомощности, беспросветности и вечной войны. Казалось бы, район Вашингтона выбивается списка "горячих точек", но место, где вас могут убить за пару кроссовок или вообще без всякой причины, безопасным точно не назовёшь. Для местных оказаться на улице ещё в детстве - в порядке вещей, они воспринимают это как часть своей "культуры".
Кадры из путешествий сменяются специально оборудованным в лондонском Сомерсет-хаусе помещением, где происходит запись альбома Харви. Рабочий процесс решили превратить в арт-инсталляцию: через одностороннее стекло зрители могут наблюдать за рождением новых песен. Кадры из студии занимают чуть ли не больше времени, чем кадры из путешествия. Процесс записи альбома будто выходит на передний план, в то время как записи из путешествий фигурируют в качестве отсылок к тем или иным строкам в песнях. Полли Джин поёт о собаке по кличке Деньги - и зритель знакомится с её хозяйкой. Молодая афроамериканка сочиняет реп о наркотиках и спокойно рассказывает о том, где на районе убили её отца, как застрелилась её двоюродная сестра, и как она сама едва не получила пулю в голову. Пи Джей поёт о пожилой женщине со связкой ключей - и вот она, на экране, настоящая. Ждёшь, что она сейчас расскажет историю своей жизни, но этого не происходит. На протяжении всего фильма не получается избавиться от ощущения недосказанности. Ни одному персонажу не удаётся раскрыться. С другой стороны, такое решение лишь подчёркивает, что таких людей - миллионы. Они - образы и призраки своих мест.
После фильма Шеймуса Мёрфи ожидаешь во рту вкус свинца и горечи, но по итогу этого не происходит. Безусловно, и Шеймус, и Полли Джин пытались напомнить нам всем, что мир не ограничивается нашим районом, городом, страной, и где-то есть совершенно иная жизнь. Однако не произошло того перелома, который бывает, когда смотришь на жуткие кадры из горячих точек и бедных районов. Визуальная составляющая фильма уступает по силе своего воздействия текстам самой Пи Джи. Поэтому если всё же решитесь посмотреть фильм - по возможности делайте это в оригинале, с английскими субтитрами. В переводе, как известно, многое теряется.