Если вы до этого момента думали, что представители гоп-движения – это такие танцоры гопака, то вам к этому фильму.
Если что-то слышали про молодежные банды, но хотели разузнать побольше, то также прошу. Ведь на сегодня «Районы» (2016) - лучшее высказывание на эту тему.
Казахстанский режиссер Акан Сатаев в родных просторах человек известный. Своей фильмографией на острые криминальные темы он уже удосужился огромного местного внимания и уже давно вырос из алма-атинского нишевого кино.
Но у нас в России его пока не особо знают. Я не стал бы ставить его в один ряд с нашими светочами изображения бандитской жизни вроде Сидорова, Балабанова, Бортко. Однако Акан старается, и это видно. И точно достоин того, чтобы о его кино говорили.
«Районы» - фильм о молодежных бандах Алма-Аты конца 80-х. Хотя регионально место действия вполне условное и могло бы происходить в любом советском городе. А если судить и по криминальным вчерашним сводкам, так вообще - картина сегодняшнего дня.
Пацаны со школ сбиваются в стаи и следуют воровским понятиям. Кто не с ними, тот против. Всей верхушкой руководят «старшие». Иерархия, приучающая добывать деньги преступным образом уже с малолетства под громкими дешевыми лозунгами единства и заботы о «братьях».
Совершенно очевидно, что для Сатаева тема это личная. Он явно рос в подобных условиях и почти фотореалистично передает пацанскую жизненную романтику с низов.
В «Районах» звучит много «фени» (сленга) и режиссер старается все доходчиво объяснить простым языком, понимая, что многие просто могут остаться "не в теме". Очень ясно и логично расписано, как банда пополняется новыми бойцами из вполне благополучных семей.
В отличие от той же «Бригады» Сидорова, в этом фильме нет акцента на «из грязи в князи» и весь фильм лично я не испытывал и капли симпатии к героям. Но основной мотив тот же – блатной путь ведет в никуда. Акана интересует больше уличная психология и он пытается ее донести максимально понятно.
Не для того, чтобы мы выучили жаргон, а для того, чтобы уберегли своих детей от А.У.Е. (новомодные воровские движения), которые вновь стали проникать в общество.
Финал довольно наивен и несколько рушит первоначальный настрой автора. Но задумка понятна – нужен был герой с жесткой позицией «нет», чтобы воспитывать поколение и быть примером.
«Районы» - во многом, «кривая» лента. Технически и сценарно. Ей присущ главный недостаток постсоветского кино – крайне слабая игра актеров. Они часто опускают взгляд, зажаты и монотонно бубнят заученные тексты, совершенно не понимая про эмоциональную составляющую. Про игру лицом вообще молчу.
Но, так или иначе, очень искренний фильм, который, действительно, даст вам представления, как детей поглощает бандитская жизнь и как им тяжело противостоять ей в одиночку.