Я уже рассказывал о том, откуда появилась традиция давать имена воздушным судам, и как она приживалась и развивалась в СССР и России на примере нашей ведущей авиакомпании "Аэрофлот" (ссылка в конце). Там лайнерам дают имена выдающихся соотечественников, составляющие славу и гордость России: И. Бунин, М. Кутузов, Н. Гоголь, П. Капица, Э. Рязанов, К. Брюллов, В. Высоцкий и другие.
А вот в дочерней авиакомпании "Россия" с апреля 2016 года воздушным судам присваиваются названия городов Российской Федерации. На носовой части фюзеляжа под кабиной пилотов размещается название и герб города. На левой стороне самолета название города нанесено на русском языке, на правой стороне – на английском языке. Первый лайнер был назван в честь города Санкт-Петербург.
В парке есть несколько воздушных судов с оригинальным названием и дизайном.
"По традиции каждый уникальный самолет авиакомпании «Россия» получает свое неофициальное «народное» имя, которое становится популярным у пассажиров, споттеров, блогеров и широкой общественности" (https://www.rossiya-airlines.com/about/about_us/special_projects/sportflight/).
Так, один из самолетов А319 "Ростов-на-Дону" получил "неофициальное" имя - "Спортолет" - по результатам конкурс в социальной сети Instagram.
В мае 2018 года авиакомпания «Россия» представила Airbus А319 в эксклюзивной ливрее, посвященной российскому спорту. Проект реализован с целью поддержки российских спортсменов в состязаниях, в том числе международного масштаба, укрепления сплоченности болельщиков, спортивного духа и ценностей активного образа жизни (https://www.rossiya-airlines.com/about/about_us/special_projects/sportflight/).
В феврале 2017 года другой самолет авиакомпании - Boeing 777-300 "Уссурийск" - был представлен с изображением морды дальневосточного леопарда, самого редкого из всех подвидов леопарда и получил название "Леолет".
В авикомпании "Ямал" лайнеры называют в честь известных людей Ямало-Ненецкого автономного округа: к примеру, экс-губернатора Юрия Неелова и советского геолога Василия Подшибякина.
По информации газеты "Вестник Сургутского района", в авиакомпании «ЮТэйр» с 1999 года существует традиция присваивать самолётам имена выдающихся людей, внёсшим значительный вклад в освоение природных ресурсов Тюменской области и развитие гражданской авиации.
Самолет Boeing 737-800 (BJG) носит имя Николая Байбакова, бывшего министра нефтяной промышленности СССР, руководителя Госплана СССР и заместителя председателя Совета Министров СССР.
Другому самолету Boeing 737-800 (BUL) присвоено имя Василия Бахилова - непосредственного участника становления Западной Сибири как крупнейшего нефтегазодобывающего региона. "В. Бахилов внёс большой вклад в создание и сплочение коллективов геологов, нефтяников, строителей – тех специалистов, которым было суждено стать основой нефтегазовой индустрии области" - пишет "Вестник".
Еще один Boeing 737-800 (BQR) носит имя Романа Кузоваткина - крупный организатор нефтегазового производства, возглавлял ряд ведущих нефтегазодобывающих предприятий, с 1992 по 2000 годы был президентом ОАО «Сибирская инновационная нефтяная корпорация».
"Непосредственный участник ввода в разработку и освоения в короткие сроки крупнейшего в стране Самотлорского нефтяного месторождения. Стоял у истоков внедрения эффективных систем разработки и методов подъёма нефти из скважин Самотлорского и Варьёганского месторождений. Под его руководством был освоен газлифтный метод эксплуатации, позволивший существенно повысить нефтеотдачу пластов." (vestniksr.ru)
Boeing 737-800 (BJF) назван в честь Виктора Муравленко - начальника крупнейшего в нефтяной отрасли объединения «Главтюменнефтегаз» в период освоения Тюменского Севера.
"Под его руководством создавалась энергетическая база страны в Западной Сибири. В. Муравленко внёс значительный вклад в развитие гражданской авиации в области: «Главтюменнефтегаз» финансировал строительство взлётно-посадочных полос, аэропортов." (vestniksr.ru)
Boeing 737-800 (BQS) носит имя Александра Протозанова.
"Председатель Тюменского облисполкома (1959-1969 гг.) внёс огромный вклад в развитие экономики и социальной сферы области, руководил промышленностью области от начала её становления до создания Западно-Сибирского нефтегазодобывающего комплекса". (vestniksr.ru)
Самолету Boeing 737-800 (BQP) присвоено имя Фармана Салманова – первооткрывателя сибирской нефти, одного из самых известных в мире учёных и геологов-практиков.
"В 1970-1987 годах он занимал должность главного геолога, начальника управления «Главтюменьгеология». В 1987- 1992 годах был назначен первым заместителем министра геологии СССР. Под его руководством и при непосредственном участии на Тюменском Севере открыто более 150 месторождений чёрного золота и голубого топлива." (vestniksr.ru)
Boeing 737-800 (BQQ) носит имя Бориса Щербины, который с 1961 по 1973 годы возглавлял партийную организацию Тюменской области, где реализовывался проект по разведке и освоению месторождений углеводородов.
"С 1973 года занимал пост министра строительных предприятий нефтяной и газовой промышленности. В январе 1984 года назначен заместителем Председателя Совмина СССР." (vestniksr.ru)
В МЧС России воздушные суда названы в честь выдающихся летчиков – первых Героев Советского Союза: "«Александр Беляков» - АН-74, «Анатолий Ляпидевский» - Ил-76ТД, «Валерий Чкалов» - Як-42Д (БУС), «Василий Молоков» - Ил-76ТД, «Георгий Байдуков» - Ан-74, "Николай Каманин" - Ил-76ТД, "Михаил Громов" - Ил-62М и другие. В ВВС России ракетоносцы Ту-160 получают имена в честь конструкторов и летчиков - «Владимир Судеец» , «Александр Молодчий», «Василий Решетников» и др. А Ту-95МС именуют в честь городов России: Саратов, Москва, Калуга, Благовещенск, Воркута, Тамбов, Рязань и другие. Кстати, в сети кто-то высказывал мнение, что это делали ради получения дополнительной спонсорской помощи:
"Мотивация простая - на освящение приглашают администрацию города, те везут подарки: компьютеры, ксероксы и т.д. Главе администрации дарят модель с надписью. Ну там еще к праздникам спонсорская помощь..." (forumavia.ru)
Не знаю, а почему бы и нет? На рубеже 2000-х спонсорская, да и любая другая помощь, авиации и армии в целом - ох как нужна была!
Теперь можно не говорить, что современные авиалайнеры безликие, ведь у большинства из них есть свое имя и даже "лицо". В любом случае, традиция прижилась, и теперь небо рассекают самолёты с самыми разными именами, чтобы мы, пассажиры, видели и чувствовали их уникальность.