Оборотни — довольно распространенное явление в мифах и фольклоре многих народов мира. Женщины и мужчины, способные изменить свою форму в форму хищного волка или, возможно, проклятые за это.
Также оборотничество — это форма языческой магии, наказание богов или заклинание (связь с дьяволом). Ликантропия, как известно, может принимать разные формы.
Самая важная история о ликантропии с древних времен — это история Ликаона, короля Аркадии, как отмечал Овидий в "Метаморфозах". Ликаон осмелился усомниться в божественной природе Юпитера, когда последний появился в его дворце, и он был наказан Верховным Богом проклятием волка:
"Напрасно он пытался говорить; с этого самого момента
Его челюсти были забрызганы пеной, и только он жаждал
Крови, как он бушевал среди стада и задыхался в бойне.
Его одежда была превращена в волосы, его конечности стали кривыми;
Волк, — он все еще сохраняет большой след своего древнего выражения,
Словно он, как и прежде, но его лицо бешеное,
Его глаза дико мерцают в ярости".
Конечно, у богов была сила превращать людей в разные формы и они сами тоже регулярно это делали. Стоит вспомнить множество форм, которые Зевс принял, чтобы у него свершилась связь с различными женщинами. Боги скандинавского пантеона были склонны также изменять свои формы. Например, Локи превращается в кобылу, чтобы помочь ассам нарушить сделку с великаном. При этом он также забеременел от жеребца-гиганта Свадилфари и родил Слейпнира, восьминогого коня Одина.
Но концепция людей, изменяющих форму, также не была чуждой уму норвежцев. Считалось, что некоторые люди могут принимать форму животного и их тело полностью менялось. Другая, связанная, форма называется на исландском skipta hömum и это означает, что вы пересаживаете свой дух в тело животного и овладеваете им, оставляя свое тело в кататоническом состоянии. Принимая форму волка, ярость и жажда крови также захватили дух, как и в случае с Ликаоном.
В средневековой исландской саге "Völsungasaga" мы встречаем рассказы об оборотнях в двух главах. В главе V рассказывается о волчице, убитой Зигмундом. Ходили слухи, что она была матерью короля Сиггейра и что благодаря колдовству она превратилась в волка. В главе VIII Зигмунд и его племянник Синфьётли входят в дом двух оборотней и берут волчьи шкуры, с помощью которых они на время превращались в волков и убили нескольких человек.
В норвежском фольклоре мы также находим различие между теми, кто добровольно стал оборотнем, и теми, кто был околдован. В "Призраках и феях из норвежского фольклора" Т.Э. Брингсварда мы находим, что часто считалось, что финны и лапландцы превращали людей в волков. О финне Андриане говорят, что: "Однажды он превратил богача в волка — скупого, который никогда ничего не мог себе позволить, а занимался только тем, что крал у других. Потом случилось так, что Андриан тоже на него рассердился, и он превратил его в волка. Согласно истории, богатый человек оставался волком в течение трех лет, а затем он смог почувствовать, что значит голодать. Но потом, когда он снова превратился в человека, он плакал каждый раз, когда слышал вой волков. "Никто не может представить, как сильно голодает волк", - сказал он, а затем поспешил выпустить для них корову. Каждый канун Рождества он был в сарае и давал волкам своего большого вола".
Стало ясно, что у оборотня было несколько различных функций в истории культуры. В языческих обществах и более поздних фольклорах это считалось проклятием богов или каким-то другим мифическим или магическим вариантом. Тем не менее, это был также "дар" или "талант" некоторых людей, которые могли использовать силу изменения формы для своих собственных целей.
Естественно, в христианском обществе такой "дар" был осуждаем и ликантроп явно находился под какими-то злыми чарами дьявола. Эти различные контексты и интерпретации дали сегодняшним творцам множество образов для работы, где оборотень может быть таинственным, злым или сочувствующим и трагическим, или все одновременно.