А знаете, как проходило голосование в дореволюционной Мосгордуме? С помощью … шаров и «секретных рукавов»!
Заседали в думе выборные представители городских сословий, называвшиеся «гласными».
Выборы гласных производились раз в четыре года. Распоряжался выборами городской голова.
Право голоса имели москвичи-домовладельцы. Всего было более 20 000 избирателей, в том числе немало женщин.
Избиратели входили в зал для голосования по билетам, удостоверявшим их полномочия. Каждого сопровождал служащий городской управы с мешком шаров.
Вдоль стен стояли ряды баллотировочных ящиков (для каждого кандидата свой). В каждом ящике было два отделения — правое избирательное и левое неизбирательное.
Над ящиком для тайности голосования было устроено что-то вроде рукава из черной мягкой ткани. Нужно было всунуть в него руку с поданным шаром и скрыто опустить в ту или иную дырку.
По окончании голосования производился подсчет и объявлялся результат.
Об уровне «сознательности» голосующих свидетельствует такой случай.
Однажды на выборы явился купец, имевший право на два шара: свой и по доверенности от жены.
Обойдя ящики, он с самым довольным видом заявил, что поступил по справедливости и никого не обидел: в каждом ящике один шар клал налево, другой направо.
Вообще, городское самоуправление появилось в Москве во времена Екатерины II.
До 1862 года Дума называлась Общей и Шестигласной.
Общая была законодательным органом, а Шестигласная (в нее входило 6 человек) — исполнительным.
Потом ее реорганизовали в Общую (законодательную) и Распорядительную. А еще через десять лет она стала называться просто городской думой, при которой состояла городская управа (исполнительный орган).
Занималась Дума вопросами формирования городского бюджета, строительства, городского благоустройства и благообразия, транспорта, просвещения.
Изначально московская Дума размещалась в трех небольших комнатках в здании присутственных мест. В том же здании располагались гражданская и уголовная палаты (то есть суды) и долговая тюрьма, известная как «Яма».
В 1892 году на этом месте архитектором Д. Чичаговым было выстроено специальное здание городской думы, более известное в советское время как Музей Ленина.
Фасад был оформлен в неорусском стиле (это национальное ответвление стиля модерн, который тогда только начал набирать популярность).
Во главе исполнительной думы стоял городской голова — как правило, из семьи состоятельных купцов, но бывали на этом месте и дворяне.
Большинство москвичей даже вряд ли могли бы вот так с ходу сказать, кто у них городской голова, не говоря уже о гласных — видимо, дела в городе шли хорошо и все было как следует.
В итоге большая часть московских городских голов 19 века, как бы ни радели они о преуспеянии города и какими бы достойными людьми сами ни были, была прочно, хотя и незаслуженно, забыта Москвой.
Прочно вошел в московское предание, пожалуй, лишь один городской голова — энергичный и даровитый Николай Александрович Алексеев (из рода которых происходил режиссер Константин Станиславский).
Но это — уже совсем другая история. 🙂
Было интересно? Пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал! Спасибо за внимание!
«Хлипкая бубновая дама» в доме-сказке на Пречистенской набережной
«Богоспасаемая Сухаревка»: неизвестные страницы жизни криминального рынка Москвы
«Мозг Хитрова рынка» - как сегодня выглядит культовый дом московского дна?