В Севастополе на территории Херсонеса был обнаружен скелет херсонесита со «вторым скелетом». Обладатель редкого генетического заболевания жил в период XI-XIII вв. н.э.
На сайте музея сообщается, что на территории музея-заповедника «Херсонес Таврический» был обнаружен скелет херсонесита с редким генетическим заболеванием, дающим его обладателю «второй» скелет в результате окостенения связок.
Подпишитесь на новости «ForPost» в Яндекс.Дзен, ForPost Podcast, Telegram, Facebook, Youtube, Instagram, ВКонтакте и Одноклассниках.
Источник пишет - в ходе археологических раскопок склепа № 4 (XI–XIII вв. н.э.) были выявлены останки двух мужчин с хорошо сохранившимися грудными костями (sternum). Если первую кость можно назвать «здоровой», то вторая является ярким примером окостенения грудинно-рёберных связок.
Российские и американские ученые убеждены, что это крайне редкое генетическое заболевание – фибродисплазия.
При этом заболевании мышцы, сухожилия и связки постепенно перерождаются в костную ткань. У человека появляется «второй скелет», не несущий никакой практической пользы.
Читайте по теме: Возле бургерной в Севастополе нашли старинные турецкие артефакты
Первые упоминания об этой болезни в медицинских хрониках появились ещё 400 лет назад. Однако, она остается неизлечимой и до сегодняшних дней, подчеркивает младший научный сотрудник отдела междисциплинарных исследований Анастасия Якимовская.
Останки в музее-заповеднике «Херсонес Таврический» доказывают, что фибродиспалзия встречалась намного раньше, чем её впервые задокументировали, но как люди боролись с этим недугом – неизвестно, говорится в сообщении.
Напомним, что город Херсонес Таврический был основан в VI-V в.в. до н.э. греками-дорийцами, переселенцами из Гераклеи Понтийской - полиса, находившегося на Южном берегу Черного моря в Малой Азии, на территории нынешней Турции.
В основании Херсонеса принимали также участие выходцы с острова Делос. Причиной выселения будущих основателей Херсонеса были политические распри между демократической и аристократической "партиями" гераклейского общества, в результате которых демократы были вынуждены удалиться в изгнание.
Слово "Херсонес" в переводе с древнегреческого означает "полуостров". Этим словом назывались многие греческие города, соответствующим образом расположенные и, чтобы не путать, названия таких городов были двойными. Колония Гераклеи в Крыму называлась Херсонесом Таврическим, потому что Крымский полуостров греки издавна называли Таврикой. Традиционно датой основания Херсонеса считались 422-421 г.г. до н.э. Эта гипотеза была высказана еще в ХIХ веке, и до сих пор находит своих сторонников.
В первые 20-30 лет своего существования город Херсонес Таврический был небольшим поселением, в котором обитало не более 2-3 тыс. человек. Первые херсонеситы занимались транзитной торговлей между городами Греции, Скифией и подчиненной тогда кочевниками Ольвией, добывая себе все необходимое для жизни только обменом, ремеслом да рыбной ловлей. Им приходилось завозить и хлеб, и вино, и оливковое масло. Окрестные земли были населены чрезвычайно враждебными таврами, и горожане, возможно, не могли себе позволить даже вскопать огороды.
Когда Херсонеситы размежевали земли Гераклейского полуострова и засадили их виноградниками, они занялись товарным производством вина и начали широко экспортировать его в Ольвию, Скифию, на Боспор, на Западное побережье Черного моря, и даже в Грецию. Но они не могли пока принять участие в самом выгодном бизнесе античной эпохи - экспорте собственного хлеба, который в наше время по выгодности и значению можно сравнить только с экспортом нефти: на гераклейской почве хлеб растет очень плохо, херсонеситам его не хватало даже для себя. Поэтому, город мог только предоставлять услуги по перевалке скифской пшеницы, перепродавать ольвийский хлеб и подсчитывать барыши в чужом кармане, с завистью поглядывая на сверкающий золотом и мрамором Пантикапей, столицу Боспора.
К III в.до н.э. город Херсонес, первоначально занимавший клочок земли вокруг нынешнего Портового и Северо-Восточного районов городища, значительно расширяет свою территорию. Его обносят новыми оборонительными стенами, и город располагается на площади, практически равной той, на которой он и существовал все последующие 1700 лет.
Херсонес был построен из местного известняка по регулярной "гипподамовой" системе, названной так в честь ее создателя - греческого архитектора Гипподама из Милета . Улицы города пересекались под прямым углом, деля его на прямоугольники равной величины. Через весь город шла Главная улица шириной 6,5 м и длиной 900 метров. В ее центре, в районе нынешнего Владимирского собора, находился акрополь - средоточие храмов и общественных зданий. Судя по находимым фрагментам, здания возводились из местного белого известняка, в соответствии с дорийским и ионийским ордерами (стилями) древнегреческой архитектуры . Они ярко раскрашивались минеральными красками, что придавало городу праздничный и нарядный вид.
По числу найденных постаментов можно судить о том, что город был украшен множеством статуй богов, героев и почетных граждан города. В III в. до н.э. горожане строят большой театр, вмещавший по разным оценкам от 1500 до 3000 зрителей. Примерно столько же в Херсонесе было и граждан, ведь театр тогда посещали все, кому это позволялось, а на большинство представлений ни женщины, ни, тем более, рабы не допускались.
На главной площади выставлялись почетные декреты в честь выдающихся горожан и друзей города. Здесь же стояла мраморная стела, на который была высечена Присяга граждан Херсонеса. Ее принимали юноши, становясь эфебами и отправляясь на защиту отечества.
Однако, резкий скачок к процветанию, совершенный полисом в течение IV в. до н.э. привел к нарастанию серьезнейших противоречий внутри гражданской общины. Сам текст херсонесской присяги, созданной на рубеже IV и III в.в. до н.э., уникальнейшего, мирового значения памятника, говорит о том, что ко времени ее создания в городе появилась сильная внутрення оппозиция, пытавшаяся захватить политическую власть и уничтожить контроль над экспортом хлеба, который осуществляла гражданская община. Предатели дошли, видимо, до немыслимого: они призвали себе на помощь злейших врагов и конкурентов - скифов.
Как можно догадаться по тексту присяги, бунтовщики были побеждены и изгнаны, то ли совсем из государства, то ли отселились на его окраину, а сама присяга должна была стать юридической гарантией от повторения попыток посягнуть на демократию и права гражданской общины.
Возможно, что созданная в том же III в. до н.э. история города, написанная херсонесским историком Сириском (текст ее до нас не дошел), как раз и призвана была на славных примерах былых поколений восстановить пошатнувшиеся принципы гражданственности и демократии.
Преодоление внутренних противоречий было тем более важно для Херсонеса, что с середины III в.до н.э. городу пришлось вести ожесточенную и неравную борьбу со скифской экспансией.
Источник: http://sevastopolis.com
Клятва херсонеситов
Клянусь Зевсом, Геей, Гелиосом, Девою, богами и богинями Олимпийскими и героями, кои владеют городом, землей и укреплениями херсонеситов:
- Я буду единомыслен относительно благосостояния города и граждан и не предам Херсонеса, Керкинитиды, Прекрасной Гавани, прочих укреплений из области, которою херсонеситы владеют или владели. Ничего никому – ни эллину, ни варвару, но буду охранять для народа херсонеситов;
- не нарушу демократии и желающему предать или нарушить не дозволю и не утаю вместе с ним. Но заявлю демиургам, правящим в городе;
- буду врагом злоумышленнику и предателю или склоняющему к падению Херсонес, Керкинитиду, Прекрасную Гавань или укрепления и область херсонеситов;
- буду служить демиургом и членом совета как можно лучше и справедливее для города и граждан;
- и ΣАΣТНРА народу охраню и не передам на словах ни эллину, ни варвару ничего тайного, что может повредить городу;
- не дам и не приму дара во вред города и сограждан;
- не замыслю никакого неправедного деяния против кого-либо из граждан и никакому злоумышленнику не дозволю, и не утаю вместе с ним. Но заявлю и на суде подам голос по законам;
- не вступлю в заговор ни против общины херсонеситов, ни против кого-либо из сограждан, кто не объявлен врагом народу;
- если же я с кем-либо вступил в заговор, связан какой-либо клятвой или обетом, то нарушение да будет лучше для меня, а не нарушение – обратное;
- и если я узнаю о каком-либо заговоре, существующий или составляющийся, то заявлю демиургам;
- и хлеба не буду продавать и вывозить с равнины в другое место, лишь только в Херсонес.
Зевс, Гея, Гелиос, Дева и боги Олимпийские, поддерживающие меня в этом, даруют благо мне самому и роду моему, а не выполняющему – зло мне самому и роду моему, пусть тогда не приносит мне плода ни земля, ни море, женщины не рождают прекрасных детей…
Источник: https://ru.wikipedia.org
ПОДПИШИТЕСЬ и читайте наш канал!
Если не трудно, 👍 «палец вверх» и поделитесь с друзьями! Не забывайте оставлять свои комментарии, по волнующим Вас темам.