И сегодня Мария Монтессори известна всему миру как автор особой модели обучения. Всю жизнь знаменитая итальянка шла против системы. Перенеся предательство, всеобщее осуждение и угрозу расправы, она сумела сохранить человечность и силу духа.
Крепкий орешек
Мария появилась на свет в семье государственного чиновника Алессандро Монтессори. Семья было небогатой, хоть и имела аристократические корни. Девочку воспитывали в строгости и в соответствии с принятыми в обществе взглядами. Считалось, что самое главное для женщины — удачно выйти замуж и создать семью. Поэтому пристальное внимание уделялось обучению домоводству.
В пять лет Мария переехала с семьёй в Рим, куда перевели её отца. Там девочка получила начальное и среднее образование, после чего решила продолжить учёбу. Алессандро был настроен весьма скептически: зачем девочке образование? Но Мария сумела убедить отца и поступила в технический институт. К двадцати годам она определилась с дальнейшими планами и заявила родителям: «Я буду изучать медицину». Алессандро пришёл в ярость. «Медицина!.. Разве это занятие для достойной девушки?! Ты опозоришь нас!..» Но Мария была упряма, как и отец, и поступила в университет. Окончив его, получила право обучаться в медицинской школе.
Однако это оказалось куда сложнее, чем девушка рассчитывала. Италия конца XIX века представляла собой весьма консервативное государство. К дамам, которые глубоко интересовались наукой и политикой, относились с пренебрежением и насмешкой. Медицинская школа была полностью мужским миром. Мария оказалась единственной женщиной на курсе и сразу ощутила враждебность со стороны однокашников. Преподаватели не воспринимали её всерьёз и порой отпускали унизительные замечания в её адрес. Марии запретили присутствовать с однокурсниками на занятиях в анатомическом театре, так как трупы были обнажены. Девушке приходилось по ночам самостоятельно вскрывать мёртвые тела в полном одиночестве. Можно только догадываться, чего ей это стоило.
Монтессори оказалась крепким орешком. Вопреки всему она прекрасно осваивала учебную программу и вскоре получила награду за академические успехи. Через два года её пригласили работать ассистентом в больницу. На последних курсах девушка совмещала учёбу и работу педиатром. Она добилась своего: окончила школу и стала доктором медицины — одной из первых женщин в мире.
Марио
После окончания медицинской школы Мария начала работать ассистентом в клинике. Там она встретила доктора Джузеппе Монтессано — и влюбилась. Они сблизились, и скоро у них родился сын. Мальчика назвали Марио. Мать Джузеппе, герцогиня консервативных взглядов, и слышать не хотела о женитьбе сына на Монтессори. Мария и Джузеппе договорились, что по-прежнему будут вместе и никогда не вступят в брак с кем-либо ещё. Но Монтессано нарушил обещание и женился на римской аристократке. Мария тяжело переживала предательство, покинула клинику и с головой окунулась в научную работу.
Растить не законнорожденного ребёнка одной в то время было сродни самоубийству. Монтессори понимала, что лишится всего, чего достигла. Решение отдать сына на воспитание родственникам далось девушке нелегко. В деревне, где жил Марио, можно было не опасаться сплетен, которые преследовали Монтессори в Риме. Мария отчаянно тосковала. Годами навещала мальчика и долго не решалась открыть ему правду. Лишь в 15 лет юноша узнал, что Мария — его мать, и попросил забрать его. С тех пор они были неразлучны.
Дети — другие
Во время работы в клинике Монтессори заинтересовалась обучением детей с особенностями развития. Они были презираемыми и самыми не защищёнными членами общества. Мария открыто выступала в защиту их прав. Её опыт и наблюдения в этой области были столь велики, что в 1900 году её назначили содиректором открывшегося Ортофренического института. В нём готовили педагогов для работы с детьми, имеющими умственные отклонения. Монтессори разработала специальные методики обучения, которые затем адаптировала для здоровых детей.
Спустя шесть лет Мария организовала Дом детей — школу для ребятишек из бедных семей в одном из районов Рима. Она разработала программу обучения и развивающие материалы для детей от двух до семи лет и наблюдала за занятиями, которые проводились под её руководством. В этот период сложилась научная база монтессори-метода: дети — другие. Им нужны особые условия для развития: самостоятельность, дисциплина, доступность материального мира, возможность сосредотачиваться и свобода выбора деятельности. Классы Дома детей были оборудованы иначе, чем в итальянских школах. Здесь не было жёстких правил, по которым дети принуждены были долго сидеть за партами. Ученики перемещались по классу, как им было удобно, могли заниматься за столом, на подоконнике или на полу. В классной комнате было много света и воздуха. Стояли растения, за которыми дети ухаживали. Мебель и техника были подходящих для учеников размеров. В ходе занятий дети самостоятельно брали учебные материалы с полок и выбирали себе рабочее место.
Мария Монтессори одной из первых заговорила о том, что дети — это полноценные личности, обладающие таким же достоинством, как и взрослые. Они в той же мере заслуживают уважения и бережного отношения. Задача педагога — не «сделать из ребёнка человека», а создать необходимые условия для его гармоничного развития. Тогда ученик сможет выбрать свой уникальный жизненный путь, вырастет свободным и ответственным, а значит — счастливым.
Наблюдая за своими подопечными, Монтессори выделила определённые возрастные периоды в развитии ребёнка и описала их особенности. И хотя у новой методики было немало противников, Дом детей привлёк большое общественное внимание. Вскоре по всей Италии стали открываться монтессори-классы.
Мир — главная ценность
К середине XX века педагогическая система Монтессори стала широко известна во всём мире. Монтессори-школы работали во многих странах Европы, в США, Китае, России, Японии. Сама Мария много выступала с лекциями и докладами, ездила для наблюдения в школы, совершенствовала методику и обобщала опыт в своих книгах. Сын Марио был её верным спутником и помощником.
В 1922 году в родной для Марии Италии к власти пришёл Муссолини. Вначале его правительство охотно поддерживало монтессори-образование. Но спустя несколько лет ситуация изменилась: Мария считала просвещение и мир неоспоримыми ценностями и активно пропагандировала их в школах. Такая позиция не устраивала новое правительство, стремившееся к войне. Несколько лет за Марией и Марио следили агенты спецслужб, так что в итоге им пришлось покинуть Родину.
Вклад Монтессори в мировую педагогику сложно переоценить. До неё дети должны были изо всех сил приспосабливаться к суровому миру взрослых. На этом пути они теряли не только свойственные им наивность и простоту, но и ощущение собственной ценности. В лице Марии Монтессори взрослый мир шагнул навстречу детям.