Находящийся на перекрестке улиц Энтузиастов и Сони Кривой Челябинска дворец молодежи «Монолит» - место для местной музыки по-настоящему культовое. В конце 80-х здесь проходили фестивали челябинского рок-клуба и триумфально выступали гости из рок-клуба ленинградского – «Зоопарк», «Объект насмешек», «Странные игры». В начале 90-х в «Монолите» базировался «Новый Художественный Ансамбль», репетировали «Ариэль» и челябинские джазмены. Увы, недолго музыка играла. Чиновники и предприниматели Челябинска провернули незаконную и коррупционную схему приватизации советского объекта культуры.
Но «Монолит» успел все же исполнить свою лебединую песнь, перед развалом дав жизнь ночному клубу, который, удивительное дело, существует и по сей день. Рожденные в 90-х Martin House, «Багира», «Три поросенка» давно исчезли с культурной карты города, а вот клуб Garage Underground по-прежнему жив и собирает вокруг себя любопытнейшую музыкальную тусовку. Хотя до «Гаража» была еще и «Африка».
«Монолит» приватизировали не сразу. И пока тихонечко проворачивалась коррупционная схема увода муниципального объекта культуры в частную собственность, нужно было изображать некую «культурную» деятельность. Для этой задачи во Дворец молодежи был приглашен не подозревающий о темных делишках и приватизационных аферах Олег Баскаков.
- Директором в «Монолит» тогда поставили близкого к мэрии человека – Диму Бровченко, который организовал во Дворце молодежи танцы с баром, - рассказывает Баскаков. – Но устав учреждения требовал проведения «мероприятий культуры», Дима пригласил меня и предложил «что-нибудь придумать». Я придумал «Африку».
15 января 1996 года «Африка» открылась большим концертом в фойе «Монолита» (основной зал был на ремонте), в котором принимал участие десяток челябинских рок-групп. Баскаков сделал ставку именно на большое количество участников сейшенов, в дальнейшем мероприятия «Африки» собирали и по двадцать, и по тридцать (!) коллективов.
Однако через шесть концертов руководство «Монолита» посчитало деятельность «Африки» в своих стенах ненужной – рок-вечеринки прекратились. Вскоре «человек мэра» Дима Бровченко уволился. Как отмечает в своей докладной записке на имя мэра Челябинска чиновник из городского управления по делам культуры Томилов, вместе с директором из «Монолита» исчезли «печать, холодильник, автомобиль, компьютер и сетевой шнур к нему, в кабинете Д. Бровченко обнаружены лишь женские эротические аксессуары для занятий садомазохизмом». Но тогдашнему мэру Тарасову плевать на явный беспредел, в руководящее кресло «Монолита» усаживают очередного зиц-председателя - Олега Лаптева. Дворец молодежи вот-вот должен был из муниципального объекта культуры превратиться в объект частной собственности, но пока этого не произошло, опять нужно было изображать «культур-мультур».
И вновь понадобился Баскаков.
- Понятно, что у Лаптева была своя миссия, но, к его чести, он все же что-то пытался в «Монолите» делать и главное – приобрел крутейший для тех времен аппарат – итальянский RCF, - вспоминает Баскаков. – А ведь «Монолит» воплощали в жизнь очень грамотные проектировщики и строители, это был один из лучших концертных залов в Челябинске, звук там не летал, акустика была просто идеальной. И когда купили еще и аппарат мощный, у всех волосы дыбом встали от потрясающего саунда. К нам тогда приехала «ТекилаДжазз», и парни просто обзавидовались, мол, такого звука, как в «Монолите», они и в Питере не слыхали. Да что там в Питере, на таком звуке они играли только в двух-трех клубах Европы и Северной Америки.
Прочувствовав возможности RCF, от восторга больше всех прыгали челябинские исполнители музыки в стиле хеви-метал. В середине 90-х трэш в городе процветал, но «металльным» командам просто негде было играть, хлипкие аппараты тогдашних челябинских рок-клубов «Минотавр» и «Сизая Черепаха» всю хардовую мощь прокачать просто не могли.
- Вторая реинкарнация «Африки» сезона 97-98 началась лихо – концерты всегда собирали по 500-600 человек, а иногда доходило и до тысячи, - с удовольствием говорит Олег Баскаков. – Место-то в «Монолите» намоленное, к нам и старая тусовка из 80-х пошла, и молодежь подтянулась. Плюс мы освоили новую фишку: треть участников вечеринок составляли иногородние команды – Миасс, Златоуст, Бакал, Магнитогорск. Потом поехали Курган, Екатеринбург, Омск, Томск, Уфа, и все они везли к нам свою тусовку. Почти половина концертов были 12-часовыми, сейчас что-то подобное в Челябинске трудно представить. Короче, «Африка-2» процветала, и инвестиции в итальянский аппарат Лаптев отбил довольно быстро. Тем не менее с Олегом у меня случился конфликт, и я ушел.
В 1999 году «Монолит» окончательно переходит в частную собственность Олега Колесникова, у которого появляется идея сделать на месте Дворца молодежи либо баню, либо кегельбан. Но циничный и умный бизнесмен не решается так вот сразу перепрофилировать «Монолит». И зная, кто на самом деле отвечал за всю культурную движуху в его клубе, приглашает к сотрудничеству… Олега Баскакова.
- А я к тому времени только что вернулся из Питера, где окунулся в рейв-движение, побывав в таких модных невских заведениях как «Тоннель», «Молоко», Fish fabrique, Wild Side, - вспоминает Баскаков. – И на встрече с Колесниковым я предложил уйти от рок-н-ролльного формата «Африки», а сделать в «Монолите» продвинутый новый клуб. Пусть наверху, в актовом зале, продолжатся дискотеки, я попросил Колесникова отдать мне «монолитовский» подвал, где раньше располагался тир – вытянутое «селедкой» помещение в 180 квадратных метров. В рамках «Африки» у меня уже был опыт организации клубных вечеринок, мы плотно общались с Two-Sasha’s, с ребятами из свердловского клуба «Люк», с местным диджеем Женей Лукашем.
У Баскакова к тому времени подобрались неплохие соратники в лице звукорежиссера Сергея Наконечного, дизайнера Дмитрия «Монтана» Анипчука и светотехника Антона Мешкова (экс-гитариста группы «Плаксы»). Колесников доверяет Баскакову раскручивать проект клуба, дизайн которого было решено сделать в виде подземного автопаркинга. За 40 дней и 100 тысяч рублей был проведен ремонт подвала, который в соответствии с автоинтерьером было решено окрестить «Гаражом».
- За пару дней до открытия ко мне пришел один из Two-Sasha’s Саша Юдович и сообщил новость, что где-то на АМЗ вот-вот откроется новый ночной клуб, который тоже решено назвать «Гаражом», - улыбается Олег Баскаков. – И на всякий случай я решил удлинить наше название на Garage Underground. Могли и не стараться… Клуб на АМЗ открылся только через год и был назван «Бизоном».
Первую вечеринку «под ключ» был приглашен сделать Денис Кузнецов из екатеринбургского «Люка». Все прошло четко. Тусовке из «Люка» так понравился Garage Underground, что екатеринбуржцы стали ездить в Челябинск постоянно. Впервые в истории взаимоотношений двух уральских городов люди из продвинутого Екатеринбурга поехали в захолустный Челябинск «за культурой». Более того, вслед за Екатеринбургом потянулись в Челябинск и жители Уфы. Ничего подобного в истории южноуральской столицы не было ни до, ни после «Гаража».
- Этой ситуации помогло то, что мы отказались пускать билеты в «Гараж» в свободную продажу, а распространяли исключительно флаеры, - говорит Баскаков, - которые разносили по салонам модной одежды. И в результате аудитория у нас собиралась соответствующая. Фэйс-контроль на входе был жесткий, гопоту не пускали принципиально. Это был клуб только для своих, и такой принцип тут же оценила продвинутая молодежь Челябинска, Екатеринбурга и Уфы.
К сожалению, на каком-то этапе своей деятельности «Гараж» не избежал контактов с наркодилерами. Однажды под воздействием амфетаминов начавшая в 21-00 танцевать публика продолжала колбаситься до 10-00 утра. И даже когда посетителей силой выставили из клуба, «гаражисты» перебрались в находившийся по соседству парк Гагарина и, встав под фонарные громкоговорители, продолжали танцевать-танцевать-танцевать…
В 2000 году Олег Баскаков уезжает из Челябинска. В дальнейшем «Гаражом» занимались Боцман, Вася «Лобзик» (солист группы «Ф-патрон»), Равиль Магафуров (лидер группы «Вареники») и даже Стас Похлебаев (режиссер и ведущий программы «Телезвук», будущий хозяин экскурсионной компании «Роза мира»), известный челябинский шоумен Владимир Першуков. Такая свистопляска промоутеров не пошла клубу на пользу, и культовый статус был утерян. Дальнейшая история клуба Garage Underground связана с Александром Сахновым.
Олег Баскаков умер в ночь с 25 на 26 февраля 2020 года. Навечно внеся свой вклад в дело южноуральской музыкальной культуры.