Найти тему
Программа Мама

Истерики и другие детские эмоции. Что делать родителям

Оглавление

Что делать с детскими эмоциями? Как вести себя во время истерики малыша? Отвечаем на эти вопросы.

Эмоция – это оценочное отношение к миру и ситуациям (радость, удивление, гнев и пр.). Взрослые чаще подавляют отрицательные эмоции с помощью самоконтроля и выдержки, чтобы не проявлять в обществе девиантного поведения. Эмоции детей можно рассматривать как способ общения с окружающей средой, с другими детьми и взрослыми. Эмоциональные дети, не научившиеся самоконтролю, превращаются во взрослых с тяжёлым характером: вспыльчивых и обидчивых. Обучение и контакты могут даваться с трудом. Ситуация, выйдя из-под контроля, может стать критической.

Выплескивающиеся эмоции детей – это плач, раскидывание игрушек, крики, битьё ногами, драки. Это проявления истерики или игры в истерику для шантажа. Редкие проявления неадекватного поведения можно списать на возрастные особенности (критические периоды 3 и 12 лет), частые – повод обращаться к детскому психологу, неврологу.

Для детей от года до трёх лет причина истерики – отсутствие психической перезагрузки, невозможности объясниться словами. Позже истерика – следствие отсутствия понимания от родителей, обратной связи. Ребёнок может истерить и от элементарной усталости, и от гормональных изменений, и от желания добиться своего не мытьём, так катаньем, и от нехватки внимания родителей.

Детский психолог Евгения Бобошко:

– Психическая лабильность: срывы, плач, обиды. Дети в коллективе часто играют в жестокую игру: доводят того, кто нестабилен и неадекватно реагирует, или не может держать удар. Вычисляют такого, слабого, очень быстро. Чересчур эмоциональным детям необходима диагностика и работа с эмоциональной сферой.
https://programmamama.com
https://programmamama.com

Много вопросов о здоровье и развитии новорождённого? Наши эксперты ответят на все вопросы мам в видеокурсах «Программы Мамы»

Итак, что делать с детскими эмоциями родителю:

  • Для начала спросить себя, не взял ли ребёнок модель поведения из семьи. Возможно, ваш часто повышенный тон, слезливость или резкие реакции – причина нестабильности малыша. А, значит, имеет смысл начать перемены с себя.
  • Объяснить снова, ясно и очевидно, правильные модели поведения. Можно на примере персонажей. Герои не психуют даже в сложных ситуациях. Заостряйте его внимание на том, что быть спокойным – хорошо.
  • Показывайте примеры, когда эмоции вышли боком. «А вот если бы ты/он так не сделал, то такого бы не случилось…»
  • Пресекайте негативные ситуации и их следствие – эмоции на корню. Если вы видите, к чему ведёт обстановка, то уводите ребёнка. Не дайте ему разбушеваться.
  • Поощряйте случаи достойного поведения. Словами и даже подарками.
  • Можно выполнять специальные упражнения на развитие выдержки. Исторически они были связаны с формированием усидчивости и выполнением однообразных дел.
  • Научите ребёнка сообщать вам, когда он устал и зол, желательно конкретной фразой. Можно запомнить стоп-слово или стоп-фразу, парадоксальную, глупенькую и смешную, которая будет вводить его в некоторый ступор и отвлекать.
-3

Патологические случаи выплескивания эмоций, когда без вмешательства невролога и психоневролога не обойтись: ребёнок наносит себе травмы, с трудом, очень длительно выходит из истерики, теряет сознание. В этих случаях показана и лекарственная терапия, и работа родителей. Нужно понять, что провоцирует истерику, является искрой, и предупреждать её. Важно не закреплять истерику как путь достижения ребёнком своего. Это путь в никуда.

Читайте в нашем блоге: «Что нужно знать о психологии детей»

Стадии истерики: крик, битьё всего, что попадается, рыдания. Если истерика случилась, то что делать взрослому:

  • жалеть. Ребёнку любого возраста эмоционально больно;
  • маленьким и уставшим можно дать выплакаться, а потом жалеть;
  • можно разговаривать шёпотом, что заставит заглушить крики и ребенка;
  • переключать внимание на что угодно;
  • сделать вид, что не замечаете истерики: «Ой, а молоко-то у меня на плите»;
  • улыбнуться, перевести в шутку.

Периодически работает то одно, то другое средство. Детям, особенно эмоциональным (если рассматривать эмоциональность как черту характера) придётся развивать умение владеть собой. Однако и родителям стоит понять, что эмоции – это нормально, каждый имеет право чувствовать. Главное – увидеть, если поведение ребёнка становится неконтролируемым.

Полезная статья? Подписывайтесь на канал и делитесь ссылкой в соцсетях!