Пару недель назад мне стало интересно: а почему люди вообще подписываются на каналы в Телеграме или Ютубе, профили в Инстаграме, паблики ВКонтакте. Что срабатывает в их голове, когда они жмут на «подписаться»? Окей, разумеется, есть скучное (но правдивое!) объяснение — польза. Люди читают вас, потому что вы полезны: у вас есть лайфхаки бюджетного ремонта, особенности выращивания кактусов на дому, 13 правил холодных звонков. В общем, человек может чему-то научиться или это сделает его жизнь проще.
Но иногда очевидной пользы не видно: нет постов про SMM, рецептов для быстрого завтрака из лаваша и сыра, про кактусы тоже ничего. Возникает когнитивный диссонанс: «кто все эти люди, что подписаны на эту бесполезную дичь?».
Кажется, у меня есть на это ответ. Но сразу оговоримся: у разных людей — свои мотивы и тараканы в голове, которые побуждают их подписаться. Пытаться подвести всех под какой-то один мотив — глупо. Но я попытаюсь сформулировать основные. Вот они:
«Чот вроде прикольное, на всякий случай подпишусь». Как это обычно бывает: человек переходит с рекламы или рекомендаций, пролистывает, бегло читает пару постов. В его голове срабатывает триггер «ок, это вроде полезно, подпишусь, потом где-нибудь пригодится».
Чувство сопричастности к чему-то крутому. Это похоже на то, как в школе объединяются вокруг какого-нибудь альфача, который пользуется авторитетом. Здесь примерно также: контент и польза вторичны, решение подписаться принимается из-за остроумных комментариев (в большей степени Ютуб и ВКонтакте), странного названия канала или специфики постов, понятных только некоторой части аудитории (Инстаграм, Телеграм). Многие топ-паблики ВКонтакте стали популярными ровно из-за этого: в МДК выкладывали протухшие мемы, но у них была репутация протестности и андеграунда. Потом они скатились, но это другая история.
Страх пропустить что-то важное и не быть в тренде. Это лучше всего объяснить на примере тех же мемов: приходишь такой на работу или в универ, все вокруг шутят про Третью мировую войну и Трампа, а ты как с Луны свалился. Мы — социальные животные, нам важно быть в коллективе и получать одобрение. А если ты в курсе свежих мемов и трендов — всегда будет повод для поболтать и пошутить.