Великий итальянский художник, уроженец Пьеве-ди-Кадоре, расположенного недалеко от Венеции, Тициан Вечеллио (1488/1490 - 1576 годы)- это без всякого преувеличения целая эпоха в мировой живописи. Окрытия в живописи, сделанные им и его товарищем и другом Джорджоне (Джорджо Барберелли да Кастельфранко), так рано оставившим этот мир, обозначили целую цветовую революцию в этом самом, вероятно, популярном виде изобразительного искусства.
Тициан является крупнейшим представителем венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Имя Тициана стоит в одном ряду с такими художниками Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль. При этом по сравнению с яркими, теплыми калористически богатыми картинами Тициана работы даже этих трех его величайших современников выглядят раскрашенной графикой.
Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился и как портретист. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.
В возрасте 10 или 12 лет Тициан приехал в Венецию. Его учителем был Джованни Беллини. Самые тесные отношения у него завязываются с Джорджоне, с которым они часто работают вместе.
К ранним работам Тициана относятся: портрет Джероламо Барбариго (1509), впоследствии вдохновивший Рембрандта на «Автопортрет». Стиль Тициана в это время очень похож на стиль Джорджоне, он дописывает за него те картины, которые остались незавершёнными (в 1510 году Джорджоне умирает от чумы).
Тициан пишет много мадонн и женских портретов. Его образы в этот период спокойны и радостны, отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств, печатью внутренней просветлённости. Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок. Наиболее известными картинами этого периода являются также «Любовь земная и Любовь небесная» (1514) — картина, написанная по заказу Николо Аурелио, члена Совета десяти, и «Женщина с зеркалом» (около 1514).
В 1516 для Альфонсо д’Эсте он пишет «Динарий кесаря».
Конец 1530-х—1540-е гг. — время расцвета портретного искусства Тициана. С удивительной прозорливостью изображал художник современников, запечатлевая самые различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность в себе, гордость и достоинство, подозрительность, лицемерие, лживость и т. д
С редким искусством Тициан находил для каждого портрета наилучшее композиционное решение, выбирал характерные для модели позу, выражение лица, движение, жест. С 1530-х гг. в каждой картине Тициан находил неповторимо индивидуальное колористическое решение. Колорит складывался из тончайших тональных оттенков, причём тщательно дифференцировались ведущие и подчинённые краски, слагающиеся из еле уловимых нюансов. Колористический строй произведения художник выбирал с таким расчётом, чтобы эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека.
Для создания портретов в 1548 он едет в Германию, а позже в Испанию по приглашению императора Карла V, где пользуется большим почётом и уважением. Легенда повествует о том, что когда однажды художник уронил кисть, Карл V поднял её и сказал: «Услужить Тициану почётно даже императору». Тициана и сына императора — Филиппа II — связывала долгая дружба.
Художник достигает вершин своего мастерства. С помощью композиционных и колористических решений Тициан способен передать на полотне самый сложный характер, движение души, трагизм ситуации, воспеть волю к жизни или красоту человеческого тела. Он создаёт такие шедевры, как:
«Венера и Адонис» (1554),
«Портрет мужчины в военном костюме» (1550-е),
«Девушка с веером» (около 1556),
«Диана и Актеон» (1556—1559),
«Похищение Европы» (1559—1562),
«Венера перед зеркалом» (около 1555),
«Кающаяся Мария Магдалина» (1560-е).
В своих поздних работах мастер строит колористическую гамму, подчинённую приглушённому золотистому тону, на неуловимых оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блёкло-зелёного. Манера письма художника обретает исключительную свободу. И композиция, и форма, и свет строятся с помощью красочной лепки.
К концу жизни Тициан выработал новую технику живописи. Он накладывал краски на холст и кистью, и шпателем, и пальцами. Прозрачные лессировки в его поздних картинах не скрывают подмалёвка, обнажая местами зернистую фактуру холста. Из сочетания многообразных по форме свободных мазков, рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма. Изобретённая Тицианом свободная манера письма оказала большое влияние на последующее развитие мировой живописи. Работы Тициана тщательно изучали художники различных стран и эпох - Веронезе, Тинторетто, Эль Греко, Н. Пуссен, П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Э. Делакруа, Э. Мане, В. И. Суриков и др.
К концу своей жизни Тициан стал одним из самых богатых людей Венеции. Позже его сын, получив в наследство огромное состояние отца, умудрился промотать огромное богатство за два года.
В 1575 году в Венеции начинается эпидемия чумы. Тициан, заразившись, умирает в августе 1576 года. Его нашли на полу мёртвым, с кистью в руке.
Тициан до сих пор является одним из самых дорогих художников в мире.
"Любовь земная и любовь небесная"написанная Тицианом, когда ему было всего 25 лет, сегодня является одним из самых ценных произведений в галерее Боргезе в Риме. Когда в 1899 году семья Ротшильдов предложила 4 000 000 лир за картину, музей отказался ее продавать, несмотря на то, предложенная сумма превышала стоимость всей его коллекции.
За приобретенную Национальной галереей Лондона в 2009 году картину Тициана "Диана и Актеон" было заплачено 50 миллионов фунтов стерлингов.