Цугцва́нг (нем. Zugzwang «принуждение к ходу») — положение в шашках и шахматах, в котором любой ход игрока ведёт к ухудшению его позиции. В настоящее время термин употребляется не только в шахматах, но и в других видах спорта
Внешняя политика любого государства в целом, и его политических лидеров – Есть инструмент для достижения желательного результата в политике внутренней, и никак не наоборот.
Победа на внешнеполитическом фронте практически гарантированно укрепляет курс внутренней политики, а поражение – ослабляет внутригосударственные позиции.
Особенно наглядно и явно эта закономерность проявляется, если речь идет о поражении военном, а не политическом и экономическом.
Таким образом, все действия Эрдогана в Сирии направлены на укрепление его положения во внутренних политических раскладах в Турции. И, разумеется, такое укрепление возможно только в случае успеха, и сильно пошатнется в случае поражения.
Исходя из этого, и стоит рассматривать как планы Эрдогана, так и его шансы эти планы реализовать.
.
Долгосрочный план Эрдогана в Сирии – создание на территории Сирии подконтрольной Турции территории на неопределенный срок, и с каким либо формальным статусом, имитирующим легитимность.
Провинция Идлеб – это та самая территория. Предлог для легитимности турецкого присутствия – защита прав «сирийской оппозиции».
Сочинские договоренности, как считал до недавнего времени Эрдоган – именно об этом. Однако начало наступления Сирийской армии в Идлебе показало, что это не так.
Эрдоган всеми силами старается удержать и защитить свои интересы, а поскольку ситуация меняется неожиданно для него, и очень быстро – Главтурок принимает решения поспешные, непродуманные, и с весьма непредсказуемым для него результатом.
Импульсивный план Эрдогана, заключался, возможно, в следующем:
Вводом турецких войск продемонстрировать готовность Турции воевать с Асадом, защищая «права оппозиции» и рассчитывая на то, что Асад не решится воевать с регулярной турецкой армией, а Россия не станет открыто наносить массированные авиационные удары по туркам. Возможных единичных точечных ударов ВКС, как и присутствия российских военных советников и отдельных «спецов» в боевых порядках сирийцев – будет недостаточно.
Этот рискованный и авантюрный план Эрдоган и попытался реализовать.
Рассматривая ответ России, на мой взгляд, следует учитывать следующее:
За время присутствия в Сирии Россия последовательно придерживается и наглядно демонстрирует несколько принципов, и в их числе:
Россия, поддерживая Башара Асада, оказывает ему материальную, политическую, военную поддержку, уничтожает террористов, и прикрывает Башара Асада от желающих привнести в Сирию «истиной демократии».
Воевать за Сирию вместо сирийцев Россия не намерена.
Любое нападение или угроза такого нападения на российских военнослужащих на сирийской территории, с чьей бы стороны оно не происходило, будет пресекаться мгновенно, жестко и неотвратимо.
Россия ответила Эрдогану в Идлебе выверено и дозировано, но с достаточным и понятным «останавливающим действием» на всех уровнях, от дипломатического до военного.
Турецкий военный блок пост, с которого был обстрелян из ПЗРК российский бомбардировщик, через пару часов был превращен в гору щебня.
Военные колонны турок, столпившиеся в Сирии, как и почти открытая поддержка Турцией военных операций боевиков, с предоставлением им турецких БТР и в некоторых случаях – поддержкой турецкой артиллерии – ожесточили боестолкновения, но не остановили наступательных действий Сирийской армии. Воздушное пространство по прежнему закрыто для турецких самолетов, а осуществлявший целеуказание и разведку турецкий беспилотник был сбит.
Теперь Эрдоган вынужден просить помощи у Меркель и Макрона, чтобы хоть как то выйти из затеянной им авантюры. И Россия пока не подтвердила своего участия в предлагаемой Эрдоганом встрече «четверки».
При этом, Эрдоган сейчас вынужден заботиться уже не о достижении своих целей, а лишь о видимости неких «успехов», как для своих политических противников, так и для поддерживающих его сил в самой Турции.