Опыт — вот что оценивают при приёме на работу в первую очередь, но что, если вы студент, только закончили учёбу, воспитывали детей или просто именно сейчас решили, что пора найти работу? Нет ничего страшного в том, что в графе «опыт» — прочерк. HR-менеджер Рокетбанка Мария Гопошко рассказала, как составить резюме так, чтобы его точно рассмотрели, а вы нашли не просто работу, а дело по душе.
В любом резюме главное опыт. Что писать, если его нет?
— Надо понять, что уже есть, и начать с этого. Например, с образования. Резюме начинающего специалиста должно показать его потенциал, значит нужно собрать все достижения: подробно описать образование, средний балл, указать основные предметы и тему выпускной работы. Дополнительно можно указать участие в студенческой жизни — разные комитеты, студенческие порталы, журналы и тому подобное. Тезисно — где и что делал, какие достижения. Далее укажите любой опыт, который как-либо вас характеризует. Это могут быть стажировки, волонтёрская деятельность, даже ведение личного блога.
Любой блог подойдёт?
— Нет. Только если у него есть ценность. Плохой пример — инстаграм, например, с фотографиями букетов, в котором 300 подписчиков. Хороший пример — интересный тематический канал в телеграме про литературу, кино, науку, какие-то серьёзные увлечения.
Стоит ли указывать стажировки, если они длились всего месяц?
— Стажировки стоит указывать всегда, даже если это была учебная практика. Главное — чётко написать обязанности и чему вы научились.
Как это должно примерно выглядеть?
— Пожалуйста: «Летняя стажировка в McKinsey. Был стажёром в команде аудита. Помогал с документооборотом, составлением отчётов, присутствовал на переговорах с клиентами. Удалось помочь разобрать крупный кейс такой-то компании. Научился делать сводные таблицы и простые макросы в Exсel.
Далее можно расписать про любые курсы, сертификаты, дипломы. Это может быть не только, например, IELTS, но и профильные курсы. Особенно ценятся широко известные. Например, курсы «Главреда», какие-то мастер-классы в Вышке, Британке, курсы Most Creative и подобное. «Нетология» тоже подойдёт.
Что делать, если этого всего нет?
— Можно использовать форму эссе и написать о себе в свободной форме. Расписать максимально подробно про своё образование, а затем написать, почему не было возможности работать и заниматься чем-то дополнительно во время учебы.
Иногда просят написать сопроводительное письмо. Что писать в нём?
— Обычно компании указывают, что писать в сопроводительном, в описании вакансии. Если это не указано, то надо воспользоваться стандартной схемой.
🔥 Как написать сопроводительное письмо
Обращение
Если нет конкретного контактного лица, постарайтесь найти его на Facebook, Linkedin, в интернете. Всегда лучше обратиться по имени. Если совсем ничего не удаётся найти, просто пишите «Здравствуйте» (и никогда «Доброго времени суток»). Затем коротко изложите кто вы, чем занимались, какая позиция интересует. Максимум 2-3 предложения.
Основная часть
Расскажите, почему вас заинтересовала эта вакансия. Укажите, на какую позицию вы претендуете, так как рекрутёры просматривают тонны резюме, и для них очень важна чёткость.
Далее надо написать, почему вам интересна вакансия именно в этой компании. Хорошо бы добавить пару не слишком очевидных фактов о компании: это покажет, что вы старались и провели ресёрч. Затем объясните, почему вы подходите на эту вакансию. Оперируйте только фактами и идите прямо по требованиям. Например, есть требование «коммуникабельность» — пишите, почему вы ему соответствуете: работали волонтёром в университетской программе обмена, три месяца встречали иностранцев, которые приехали учиться в Москву. Не только подтянули английский, но и научились общаться с людьми разного возраста, с разным культурным бэкграундом. И далее по списку.
Резюме
Завершить письмо желательно подытоживающей фразой, напоминая, о чём вообще было это письмо, например, о том, что вы обязательно принесёте пользу компании, работая на такой-то должности.
Подпись
Добавьте «С уважением» (но не «С уважением к вам и вашему бизнесу»), подпишитесь и укажите, как с вами можно связаться.
На что ещё обратить внимание?
— Подумайте о человеке, который будет смотреть ваше резюме. Понятно ли оно составлено? Всё ли написано ёмко и тезисно? Лучше всего дать резюме почитать паре людей со стороны — попросить взглянуть на него непредвзято и спросить, понимают ли они, что хотел сказать автор. Да и сами возвращайтесь к тексту в течение 3-4 дней. Написали — вернитесь на следующий день, чтобы окинуть всё свежим взглядом.
В каком формате лучше отправить резюме? Стоит ли сделать суперпрезентацию или обычный вордовский документ тоже подойдёт?
— Зависит от профессии и компании. Всегда надо отталкиваться от того, кому пишешь. Посмотрите сайт компании, инфо в сети, например, группу в Facebook, возможно профили сотрудников в том же Facebook или на LinkedIn. Оцените их стиль, как они общаются. Персональный подход решает всё. Качественный — в смысловом плане — текст всегда заметят. Изучите компанию, а потом напишите им в их же стиле. Для этого необязательно делать суперпрезентацию, главное — всё по делу и с персональным подходом.
Что делать, если не отвечают?
— Поинтересоваться, рассмотрели ли резюме. Но советую подождать хотя бы пару дней. В среднем время рассмотрения резюме — 2-3 рабочих дня. Не стоит пушить HR или писать с раздражением и агрессией, это сразу вызовет негатив и уменьшит шансы на интервью. Если через 2 пуша вам не ответили, это может означать, что скорее всего на компанию рассчитывать не стоит.
Можно ли немного приукрасить действительность? Приврать где-то?
— Не стоит писать что-то лишь бы написать. Так, можно опустить то, что вы сами не считаете таким уж достижением по жизни. Весь текст должен служить одной цели — создать о себе понятное и правдивое впечатление. И лучше быть всегда максимально честным и с собой, и с интервьюером. Все это оценят.
Это не значит, что надо выдавать всю подноготную, но нужно обязательно понять для себя, что вы за человек: с кем вам комфортно или не очень комфортно работать, вам хочется в большую корпорацию или маленький стартап, хотите ли работать в международной среде или это доставит дискомфорт. Ваша задача — найти работу по душе, а не устроиться в компанию любой ценой, если вы будете там несчастливы. Хороший рекрутёр — консультант, и он подскажет и направит на правильный путь, поэтому не нужно стесняться честно рассказать, чего хотите именно вы.
И самый важный вопрос, как определить, на какую зарплату я могу претендовать?
— Посмотрите похожие вакансии на hh.ru, Superjob и подобных ресурсах. Поймите примерный диапазон. Указывать ли свои ожидания в резюме — выбор каждого. Думаю, все согласятся, что ради отличной вакансии многие готовы немного уступить, но hh.ru, например, не даёт возможность указать диапазон, а только конкретную сумму. Она может быть неверной, поэтому иногда лучше не указывать ожидания.
🔥 4 ошибки кандидатов
Не указывать никакой информации о себе
Как тут понять, подходите ли на вакансию? Если нет опыта, надо постараться по максимуму написать всё, что вы уже успели сделать.
Неуместная фотография
Фото в отражении в зеркале туалета или с шашлыком у костра точно не подойдут. Сделайте нейтральный спокойный снимок «для резюме», в обычной одежде. Портрет в полный рост не обязателен.
Соцсети, в которых есть всё
Помните, что почти любого человека можно найти в сети. Когда начинаете искать работу, вспомните о фотографиях с бутылкой водки из 2008 года во ВКонтакте и срочно их скройте. У многих, даже вполне взрослых и опытных кандидатов, бывают пугающие фото с тусовок и посиделок в Facebook или полуобнажённые фото в инстаграме. Можно долго спорить о том, что это личное пространство, но поверьте, все без исключения рекрутёры смотрят профили соискателей в соцсетях. Особенно в случаях, когда в самом резюме мало информации. Так что перед началом поиска надо привести свою репутацию в интернете в порядок.
Шаблоны
Неприятно, когда в письме к вам обращаются «Татьяна», а вы «Руслан», или когда текст скопипащен из другого письма или интернета. Персонализация и оригинальный подход — вот то, что ценят!