Что будет, если объединить высокоточную 3D-навигацию, радары, искусственный интеллект и автоматическую трансмиссию? Получится «автомат», способный планировать переключения передач лучше опытного водителя – доказано инженерами Kia!
Если вы ездили на автомобиле с автоматической коробкой передач по горным или извилистым дорогам, то наверняка замечали, что «автомат» в таких условиях не всегда угадывает с выбором передачи. Здесь, на крутом вираже, хочется пониженную, а вот на этом прямике давно пора переключиться повыше… Электроника как будто «глупеет» и не делает очевидных вещей.
На самом деле, они очевидны только для водителя, который видит все особенности рельефа и траектории дороги впереди. Он может заранее предсказать, какая передача ему понадобится, чтобы преодолеть поворот, подъем или спуск без лишних переключений и повышенной нагрузки на двигатель или тормоза. Автоматическая трансмиссия на прогнозы не способна – она реагирует на текущие скорость и обороты двигателя, действия водителя.
А что, если наделить «автомат» знанием о местности и возможностью видеть трафик впереди? Инженеры Kia не только задались этим вопросом, но и подготовили на него ответ! Встречайте первую в мире систему переключения передач на основе технологий информации и связи – ICT Connected Shift System. Это первая система, способная выполнять автоматические переключения в соответствии с внешними условиями – профилем дороги и транспортной обстановкой.
Программному обеспечению трансмиссии с такой системой «скормили» высокоточные карты 3D-навигации, учитывающей наличие спусков и подъемов, градиент дорожного полотна, профили поворотов и различные дорожные события, а также текущее состояние транспортного потока. А данные с радара и фронтальной камеры позволили АКП в режиме реального времени видеть скорость и расстояние между автомобилем и другими участниками движения, дорожную разметку.
Все это наделило трансмиссию способностью к прогнозированию – то есть, теперь АКП умеет подбирать передачу заранее, совсем как человек! Только, пожалуй, эффективнее – ведь алгоритм искусственного интеллекта работает с числами и может точнее выбрать передачу и время переключения, чтобы обеспечить максимальный комфорт и экономичность в движении.
«Автомобили развиваются все дальше и дальше, они эволюционируют от простых средств передвижения в сторону высокоинтеллектуальных решений, обеспечивающих свободу перемещения, – комментирует руководитель лаборатории интеллектуальных систем управления силовыми агрегатами Чон Бен Ук (Byeong Wook Jeon). – Даже такие традиционные компоненты автомобиля, как силовой агрегат и трансмиссия, становятся высокотехнологичными и оптимизированными к эпохе смарт-мобильности, в частности и благодаря усилиям по интеграции ICT и искусственного интеллекта».
Испытания ICT Connected Shift System, проведенные на дороге с большим числом крутых виражей, показали, что при преодолении такого участка автомобилем, оснащенным данной системой, совершается примерно на 43% меньше переключений передач по сравнению с автомобилем, не имеющим ICT Connected Shift System. Соответственно, использование новой системы позволило снизить и частоту использования тормозной системы примерно на 11%, что благоприятно сказалось как на снижении утомляемости водителя, так и на степени износа тормозов.
В зависимости от ситуации, трансмиссия с ICT Connected Shift System способна даже переходить в движении на нейтраль, чтобы автомобиль двигался накатом. К примеру, когда прогнозируется относительно продолжительное замедление, а радар определяет, что движущееся впереди транспортное средство не прибегает к резким изменениям скорости. Ситуация достаточно типичная для движения в городе – представьте, сколько топлива можно сэкономить!
Вот еще несколько сценариев, в которых трансмиссия с системой ICT Connected Shift System действует эффективнее традиционной:
- Выезд на магистраль, разгонная полоса. Здесь нужна максимальная динамика, и предвидя это (благодаря данным навигационной системы) трансмиссия автоматически переключается в режим Sport, что делает разгон и маневр проще. После встраивания в поток, система вновь возвращается к установленному ранее режиму движения, позволяя вести автомобиль безопасно и экономично.
- Впереди – «лежачий полицейский», спуск или участок с более низким лимитом разрешенной скорости. Зная об этом, трансмиссия автоматически задействует режим торможения двигателем, фактически устраняя необходимость в использовании тормозной системы.
- Движение в плотном потоке с постоянно меняющейся скоростью. Изменения расстояния до движущегося впереди автомобиля точно отслеживается при помощи фронтального радара, и на основании этой информации своевременно выбирается нужная передача трансмиссии. Это обеспечивает более высокий уровень комфорта в движении.
Новая система также способна действовать в комплексе с непрерывно развивающимися технологиями автопилотирования (на автомобилях Kia системы помощи водителю, включающий интеллектуальный круиз-контроль и систему автоматического торможения, объединены в комплекс Drive Wise). ICT Connected Shift System в эпоху автопилотирования сможет обеспечивать как более высокий уровень топливной экономичности, так и более стабильные режимы движения транспортного средства, реагируя на состояние дороги и транспортного потока в режиме реального времени.
В дальнейшем ICT Connected Shift System превратится в еще более интеллектуальную систему. Например, она будет взаимодействовать со светофорами с использованием связи стандартов LTE или 5G. Электроника также научится распознавать намерения водителя –это сделает управление переключением передач еще более выверенным и точным.
Как думаете, оставит такой «автомат» шансы «механике»?