С 1 января 2019 года в России ввели специальную сельскую надбавку — 25 % от фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Ее могли получить неработающие пенсионеры, имеющие стаж работы «на селе» не менее 30 лет и до сих пор проживающие в сельской местности. В прошлом году прибавка составила 1333 рубля, в этом — 1421 рубль.
Весной прошлого житель Алтайского края Николай Ручьев через суд попытался добиться перерасчета своей пенсии. Николай Васильевич работал трактористом, мастером-наладчиком, бригадиром совхоза, главным инженером сельхозпредприятий и заведующим машинно-тракторной станции. А в промежутках отслужил два года в армии и почти десять лет работал в сельсовете на почетной, но хлопотной должности председателя. В Советском Союзе сельсовет был самым низшим звеном системы Советов народных депутатов, а его руководство отвечало за множество дел: от профилактики преступлений до организации выборов.
Свои трудовые права Николай Васильевич, который до сих пор живет в селе, стал защищать сам, без адвоката. В суде он ссылался на советский закон, по которому время работы на выборной должности в сельсовете засчитывается в стаж по той специальности, по которой он работал до избрания.
Суд с этим мнением не согласился.
«Периоды учебы истца, службы в армии и работы на выборной должности не могут быть учтены как работа в сельском хозяйстве, поскольку в указанные периоды истец не осуществлял непосредственную трудовую деятельность в сельском хозяйстве. Эти периоды были включены в общий трудовой стаж при назначении пенсии, поэтому его права на пенсионное обеспечение не нарушены. Стаж работы Ручьева Н. В. в сельском хозяйстве составляет 28 лет 2 мес. 17 дней, в связи с чем ему правомерно отказано в перерасчете размера пенсии в связи с отсутствием требуемых 30 лет работы в сельском хозяйстве. Таким образом, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Ручьева Н. В. не подлежат удовлетворению», — написано в решении.
Четыре месяца судебного разбирательства за прибавку в 1421 рубль для Николая Васильевича закончились уплатой пошлины в 300 рублей и еще 2000 за составление иска. Пенсию ему так и не увеличили.
В июне прошлого года правительство расширило список претендентов на сельскую выплату. В него вошли рабочие, индивидуальные предприниматели в сельском хозяйстве, диспетчеры. Добавилось и несколько других профессий: лаборант ветеринарной лаборатории, лаборант молочного пункта, лаборант агрохимической, семенной лаборатории, производственной лаборатории. Но экономистов, кассиров, бухгалтеров сельхозпредприятий, которые тоже рассчитывали на прибавку, в списке по-прежнему нет.
«Главное условие для установления повышения фиксированной выплаты – постоянная занятость в сельскохозяйственном производстве – в растениеводстве, животноводстве, рыбоводстве, – комментировала ситуацию начальник управления организации назначения и выплаты пенсий ОПФР по Алтайскому краю Ирина Неверова. – Обращения от бухгалтеров, экономистов, а также от работников предприятий, не относящихся к сельскому хозяйству, к нам поступают, но по этим профессиям и предприятиям до настоящего времени изменений нет».