Понятия “пола” и “гендера” легко можно спутать или употребить неправильно, если не знать в чем именно заключается различие между ними. Тем временем, разница есть и она вполне существенна. Об этом и пойдет речь в этой статье.
Разберем определения
Пол - биологические аспект. То, что мы имеем при рождении. Это совокупность нескольких всем известных вещей:
- Хромосомы: ХY - мужские, ХХ - женские;
- Гонады: мужские (яички), женские - яичники;
- Внутренние и внешние половые органы: женские (влагалище, матка, клитор и т.д.) и мужские (пенис, мошонка и другие);
- Гормоны: андрогены (мужские) и эстрогены (женские);
- Вторичные и третичные половые признаки: степень волосатости, наличие и развитость молочных желез, области наибольшего скопления жира и другие.
Несмотря на вышеперечисленные признаки, редко бывают сбои в этой системе: человек с мужскими половыми органами имеет женский набор хромосом, и наоборот.
Гендер - это то, что приписывает нам общество. Это характеристика поведения и ожидания - то, что общественная культура приписывает полу. Наиболее простой пример: “как должен себя вести настоящий мужчина” или “как должна поступать настоящая женщина”. Первые ассоциации, возникающие с этими фразами и есть гендерное понятие, но многие с этим не согласны. Процесс гендерной социализации начинается еще до рождения:
- После выяснения пола ребенка на УЗИ, родители начинают выбирать соответствующую одежду, мебель, игрушки. Например, чтобы мальчик вырос настоящим мужиком, ему покупают “Лего”, солдатиков или машинки. С девочкой наоборот: куклы, платьица и все в розовом цвете. И меняться им нельзя ни в коем случае, иначе не быть настоящим мужиком мальчику, который играет с куклами, а не с машинками;
- Увлечения: некоторые мальчики любят танцы и макраме, а девочки - баскетбол и каратэ. Родители могут запрещать мальчику вышивать, потому что это “по-девчачьи”, а могут поддержать и купить пяльцы с нитками.
В последнее время родители становятся менее консервативны и более гибкими в гендерных вопросах воспитания и увлечения.
Как правильно использовать оба термина
Часто их употребляют пренебрежительно и используют как синонимы, это неверно. Например, на традиционных европейских или американских вечеринках в честь младенца, они говорят о гендере ребенка, хотя отмечают пол ребенка (об половых органах, которые врач идентифицировал на УЗИ). Это никак не вяжется с социокультурными требованиями к человеку, а именно - с гендером.
Важно помнить, что в обществе, с точки зрения человеческих качеств, профессиональных и лидерских, мужчины и женщины не отличаются друг от друга. Индивидуальные различия между двумя людьми одного и того же пола, могут сильно отличатся, чем между женщиной и мужчиной. Это говорит о том, что не стоит в обществе разделять по наличию тех и иных половых органов. Следует требовать с человека по способностям и качествам, а не сводить все к тем или иным половым признакам.