Найти тему

Шаблоны vs Свобода

Этот текст написан 24.01.2020

Мы с Гошей - на семейном обучении. Это - мой осознанный выбор, уверенность в котором крепнет с каждым днём всё больше.

Школьники занимаются со мной английским, и я вижу, насколько они замотаны, загружены, завалены, замучены... Мимо нашего дома проходит тропинка, по которой дети идут в школу по утрам и из школы во второй половине дня. Большей частью они не идут, а плетутся. Как ослики, увешанные огромными рюкзаками и непременной сумкой со "сменкой". С утра, во тьме египетской, туда, как на заклание, а после обеда, с той же ношей и тем же темпом - обратно, но не домой, а ещё-куда-нибудь: кто к репетиторам, кто на кружки всякие, музыкалки-рисовалки-спортивки. И после такого рабочего дня им надо ещё и уроки дома делать. А с утра - опять всё сначала... Для кого-то это, наверно, нормально. Для меня - нет.

Да, правы некоторые люди, когда говорят мне: мол, ты о себе сейчас говоришь, а ты должна и о ребёнке подумать - каково ему; ему-то надо общение, сверстников, социализацию, то да сё. Они абсолютно правы: надо думать не о себе, а о ребёнке. И тут я тоже имею что сказать: как раз о своём сыне-то я и думаю. Мне-то с утра вставать и весь день находиться в рабочем режиме - не привыкать, у меня есть шестилетний опыт мотаний на электричках в Москву и обратно-в-Подмосковье, причём два года из этих шести мы жили в Егорьевске, а это - примерно 90 км от столицы; дорога оттуда по утрам занимала 3 часа, потом следовали 8 офисных часов, а следом опять 3 часа в электричке домой, и на следующее утро всё повторялось. А уж сейчас-то, когда я себе сделала безофисную жизнь, отводить ребёнка с утра в школу и в обед встречать его - было бы плёвым делом. Но вот Гоше... Я совершенно не понимаю смысла этих ежедневных хождений в школу, и мои доводы таковы:
1) Что это за социализация такая, когда ребёнка "засовывают" в класс из 30-35 человек, которых он сам себе в друзья-товарищи не выбирал? Это - несвобода. Быть свободным - это самостоятельно выбирать себе те коллективы, куда хочется идти.
2) Зачем ходить, навьюченным сумками, в какое-то определённое здание, когда сейчас есть интернет, когда многие знания можно получить онлайн, когда, в конце концов, можно приглашать преподавателя домой? Ведь даже посещая школу, дети обложены репетиторами, как горло ангинными пузырями. Так не проще ли оплачивать просто репетиторов, не тратя времени на хождения и обязательное сидение в классах? При этом освобождается колоссальное количество времени, которое как раз можно посвятить той же пресловутой социализации - выбору тех групп сверстников, с кем хочется общаться, и тех кружков, куда хочется ходить.
3) Программа в школах нынче насыщена массой ненужных активностей. Задания даются порой такие, которые вообще непонятно для чего нужны. Что эти задания помогают освоить? Для чего они - просто для галочки (потому что ТАК НАДО) или же что-то важное взращивают в ребёнке? В подавляющем большинстве случаев - первое... Да ещё и школы бывают разные. В ту, к которой мы относимся по прописке, я категорически не хочу отдавать ребёнка (писала об этом
пост 2 октября 2018 года). А если и найдёшь какую-то идеальную школу, то надо ходить кругами, чтобы в неё попасть - по крайней мере, купить регистрацию ребёнка по адресу, который находится на территории "обслуживания" данной школы. А если эта школа ещё и далеко от места твоего жительства, то - надо снимать квартиру возле неё (это весьма существенные материальные затраты) либо ежедневно ездить, тратя не только деньги, но и время. Опять - ВРЕМЯ. Время жизни для меня - самый важный ресурс. Каждая минута дорога.

В общем, с какой стороны ни возьми - всё бестолково.

При этом - я осознаю, что есть люди, для которых всё это выглядит совсем не так. И ни в коем случае нельзя говорить, что жить нужно только вот так или вот эдак. Что для одного является пищей, для другого может оказаться ядом. Поэтому - никаких шаблонов. Всегда должна быть полная свобода выбора.

Свобода. Выбора.

Для меня это важно. И я пестую это в Гоше. И очень радуюсь, что в нём с детства есть те качества, которые я взращивала в себе годами - как говорится, "по капле выдавливая из себя раба" (с) Чехов)). Наблюдаю за реакциями Гоши на те или иные события, невольно сравниваю эти реакции с теми, какие бывали в похожих ситуациях у меня в моём детстве - и да, радуюсь. Я, к примеру, и представить себе тогда, в маленьком возрасте, не могла, что можно поставить под сомнение авторитет старшего человека. А ведь возраст не всегда является гарантией правильности суждений и поступков.

Регулярно обсуждаем с Гошей те или иные жизненные примеры или же сюжеты книг, делимся друг с другом тем, как бы каждый из нас поступил на месте того или иного персонажа. Регулярно говорим о том, что каждый абсолютно свободен в принятии решений - но при этом надо принимать на себя ответственность за эти свои решения. И если ты чувствуешь, что хочешь сделать то-то и то-то, что готов отвечать за любые следствия своего поступка и что именно это для тебя правильно - то плевать на то, кто что скажет или подумает. А если говорить в более мелком масштабе, то - не надо засовывать себя в шаблоны вообще ни в чём.

Понятно, что есть правила и законы - их непременно нужно учитывать. Но при этом - важно учиться находить точку, с которой можно посмотреть на ситуацию со стороны, "сверху" или "сбоку", с другого ракурса. Это зачастую даёт простор для воображения и, следовательно, для большего понимания сути. Это как в задачке в одной из наших с Гошей книжек: мол, на первой остановке в автобус вошли три человека, на второй остановке один вышел, на третьей вошли ещё трое, и т.п., а в результате - вопрос - сколько всего было остановок? :) Смещение фокуса внимания на те вещи, которые в данный момент, казалось бы, совершенно не важны. Это и есть навык оценивания ситуации в целом. И этот навык - нарабатывается тренировками.

Вчера Гоша выполнял контрольную работу для школы, к которой мы "приписаны" как "семейники". В этой школе правило: две аттестации в год для тех, кто на семейном обучении - в декабре/январе и в мае. Сейчас как раз идёт период аттестации, но первоклассники от зимнего теста освобождены - нам только в мае нужно будет в этом году приехать на сдачу пройденного. Однако первоклассникам на прошлой неделе выдали "контрошки" по математике и русскому. И вот, Гоша вчера дозрел до их выполнения. Математику он мгновенно решил, там для него вообще легкотня была. А вот с русским - посидел, помыслил. Делал всё на честность, я не подсказывала, а посмотрела только на результат. Вижу - в задании "Обведи гласные буквы" Гоша среди прочих обвёл букву "Р". Удивилась я. Говорю: мол, ой ли? Гоша на меня недоумённо посмотрел и сказал: "Ну, гласные же поются - и РРРР можно пропеть! РРРРРРРР! Вот ворона же - певчая птица, и она поёт: КАРРРРРРР!" :))

Меня это объяснение очень порадовало. :)) Да, мы как раз недавно где-то прочли, что ворона действительно считается птицей певчей. Это тогда привело нас в изумление - и, конечно же, хорошо запомнилось, потому что эмоция была слишком яркой. И вот Гоша провёл аналогию:
а) гласные - поются;
б) ворона, орущая КАРРР - певчая птица;
в) следовательно, буква "Р" - гласная.
Точка! :)

Разумеется, мы обсудили с Гошей этот вопрос, выяснили, что "Р" всё же согласная. :) Как и "М", хотя можно и её йоговски "пропеть": ОМММММММММ! :)) Но сам факт, что Гоша вышел за границы, за "вбиваемые" ему правила - для меня прям радость.

Завтра пойду сдавать выполненные контрольные в школу №25 в Ильинском, с которой у нас заключён договор о семейном обучении.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц