Ровно 205 лет назад Наполеон Бонапарт взял и удрал с острова Эльба, где находился в ссылке. Зачем - вы и без меня погуглите, если нужно. Я же не буду читать скучную лекцию по истории, а расскажу о нескольких привычках императора, про которые вы вряд ли знали. Итак, поехали.
Медведь на ухо наступил
Луи-Жозеф Маршан, долгое время прислуживавший Наполеону, вспоминал, что у императора не было ни слуха, ни голоса. Поглощённый работой, Бонапарт имел обыкновение что-то напевать. При этом, как правило, повторял одно и то же в течение минут пятнадцати, не попадая ни в одну ноту. #Кстати, от синдрома навязчивой мелодии спецы рекомендуют избавляться методом «клин клином» - например, попытаться вспомнить песню целиком. Желание мурлыкать привязавшуюся строчку, скорее всего, отпадёт само собой.
Наполеон обожал лакрицу.
Да, вот ту самую, с характерным запахом и вкусом, от упоминания которой у многих пробегает дрожь. Каждое утро после умывания, бритья и облачения в одежду Наполеон брал у слуги свежий носовой платок, табакерку и коробочку со смесью лакрицы и коричневого сахара мелкого помола. Эту коробочку он носил в жилетном кармане и часто доставал, чтобы использовать содержимое. Даже на смертном одре император пил лишь воду, сдобренную лакрицей.
Любил нюхнуть табачка
Современники отмечали, что и со своей табакеркой Наполеон Бонапарт не расставался никогда. С маниакальным постоянством император доставал из неё щепотки и подносил к носу. Иногда он нюхал просто открытую табакерку. Но вот так, чтобы чуть ли не забить в ноздрю понюшку, чтобы потом чихнуть и довольно крякнуть – такого никто не припоминал. Вероятно, Бонапарту просто нравился запах табака; понюхав щепотку, он разжимал пальцы, и табак падал на пол.
Токсикоманом точно не был
Вообще, наполеонологи утверждают, что у объекта их изучения был отменный нюх. Я уж не знаю, просил ли он Жозефину не мыться неделями, когда возвращался из походов – эта старая #байка вряд ли соответствует истине – но вот запах краски он точно терпеть не мог. По воспоминаниям прислуги, прибыв на остров Святой Елены и обнаружив, что предназначенный для него дом был недавно выкрашен, Наполеон впал в ярость. Ходил по лужайке, размахивал руками и матерился на чём свет стоит. Его же собственные дворцы до ссылки ремонтировали исключительно во время долговременных отлучек императора. От греха подальше.
Жульничал в играх
Наполеон терпеть не мог проигрывать – будь то в карты, шахматы или ещё какую игру. Поэтому жульничал без зазрения совести. Его окружение знало об этой особенности императора, но помалкивало в тряпочку. Во избежание, так сказать. А вот матушка не стеснялась. Как-то вечером за игрой в карты во время ссылки сына на Эльбе строгая корсиканка Летиция без тени смущения сказала, мол, Наполеон, сын мой, хватит уже жулить. На что тот отвечал, дескать, мадам, вы богаты и можете позволить себе проигрыш, в то время как я при своей бедности – нет.
Дурацкие шуточки у Его Величества
Признаком хорошего настроения императора были щипки собеседника за ухо. Иногда за оба. Щипал обычно за мочки и очень больно. Чем лучше #настроение и отношение к человеку, тем больше ему доставалось. Иногда к шипкам добавлялись и оплеухи – исключительно из самых добрых побуждений и как знак величайшего расположения.
Был чрезвычайно суеверным
На Корсике это, в принципе, до сих пор распространено. Не любят там всякие нехорошие предзнаменования, приметы и всё, что отпугивает удачу. Наполеон, в частности, не любил пятницы и число 13. Если уж пятница и 13 совпадали – вообще сидел дома и ничего не предпринимал. А вот второе декабря называл любимой датой. Это день его коронации и победы под Аустерлицем. Про несчастливые дни можно, например, у Лермонтова почитать.
Ну вот и всё на сегодня. Лайкайте, комментируйте, а я пока поищу ещё что-нибудь #интересное для новой публикации. Всего доброго!