Найти тему
ПисчеБлог

Легенды фигурного катания. Толлер Крэнстон: художник на коньках

В статье "Они покорили "Мир". 7 уникальных одиночников" мне неоднократно задавали вопрос, почему я не упомянула Толлера Крэнстона?

Этот, без преувеличения, великий спортсмен, к сожалению, так и не стал Чемпионом Мира, но это ни малейшим образом не помешало ему покорить сердца миллионов. Ведь он перевернул мир фигурного катания.

Есть вещи, которые не стареют даже в спорте. Четверной тулуп - это, безусловно, здорово, но зрители едва ли будут считать количество оборотов. Им это неинтересно. Они запоминают лишь то чувство, которое остается у них после выступления спортсмена. И если зритель зевает во время проката, то это и есть самая объективная оценка (c) Толлер Крэнстон.
Толлер Крэнстон. Источник: https://www.toller-cranston.com/about/
Толлер Крэнстон. Источник: https://www.toller-cranston.com/about/

Родился Крэнстон 20 апреля 1949 г. в портовом городе Гамильтон. Уже с детства в мальчике прослеживалась актёрская жилка: маленький Толлер устраивал частым гостям представления и мечтал о карьере профессионального танцовщика.

Кто знает, как бы сложилась судьба легендарного фигуриста, если бы в пятилетнем возрасте он вместе с сестрой не попал в балетный класс. Там он пробыл всего полчаса, после которых преподаватели попросили его удалиться. Ни таланта, ни перспектив в мальчике они не увидели.

В семь Крэнстон увидел свою сестру на карнавале фигуристов. Ледовое выступление заворожило Толлера. Он попросил родителей записать его в школу фигурного катания. Те не сразу, но согласились. Через семь месяцев он вышел на лёд в очередном ледовом карнавале.

Мне хотелось стать немедленной «сенсацией», и я работал, работал, работал, пока не научился делать «казацкий шаг». Я выполнил его так хорошо, что зрители наградили меня настоящей овацией. Они требовали «еще», а я рыдал посреди катка — у меня не было ничего готово «на бис» (с) Толлер Крэнстон.

Первым тренером мальчика стала Ева Вэсак.

В 13 лет у Крэнстона развилась болезнь Осгуда–Шлаттера, и врачи пророчили ему, что он больше не сможет выйти на лёд. Однако, когда великие спортсмены слушали страшные прогнозы? Так и Толлер, проведя восемь недель в гипсе, вернулся к тренировкам и в 1964 году выиграл Юниорский чемпионат Канады.

Толлер Крэнстон. Источник: Яндекс.Картинки
Толлер Крэнстон. Источник: Яндекс.Картинки

Будучи творческой личностью, студентом школы изящных искусств, Толлер был в первую очередь артистом на льду. Судьи это не оценили.

...В 1968 году я хотел попасть в сборную страны, чтобы выступить на Олимпийских играх в Гренобле. Я катался, как сумасшедший. Я был пятым в «школе». Я хотел добиться места в сборной, которое принадлежало не мне, но которого я страстно желал. Никогда меня так не принимали: когда закончилась музыка, все, весь стадион встал.
Но потом судьи показали оценки... Они не поняли моего катания. Публика ревела, а я пошире раскрыл глаза, чтобы слезы не закапали. Как раз в тот момент я увидел Элен Бурку, которая позже стала моим тренером и другом. Она взяла меня под руку и увела с арены. «Кончай реветь,— сказала она.— Выйди к ним, гордо подняв голову. Будь счастлив — ты. самый артистичный фигурист в мире». С того самого выступления начались колебания в оценках судей. Но с тех пор я никогда не давал волю слезам... (с) Толлер Крэнстон
Толлер Крэнстон. Источник: Яндекс.Картинки
Толлер Крэнстон. Источник: Яндекс.Картинки

В этот период молодой человек жил в Лейк-Плэсиде и ему приходилось непросто. Жилья не было, ночевать приходилось в гараже. Тренировки сменялись охраной общественных земель. Крэнстон практически опустил руки. Появились мысли о том, чтобы бросить фигурное катание.

Фигуриста спасла всё та же Элен Бурка, согласившаяся его тренировать, а спустя какое-то время предоставившая жильё в Торонто.

В 1970 году Толлер закончил школу искусств и принял участие в своём первом Чемпионате Мира. И не вошёл даже в первую десятку. Для человека, который впитывал внимание публики, ждал её реакции, заинтересованности со стороны зрителей, самым страшным был не неудачный прокат (сорванные прыжки давали повод работать над собой),
а то, что он остался незамеченным. После такого удара по самолюбию общей целью фигуриста и тренера стало доказать, что можно объединить фигурное катание и искусство, не только показывать элементы, но и передавать образ и настроение программы, дарить зрителям эмоции.

Толлер Крэнстон. Источник: Яндекс.Картинки
Толлер Крэнстон. Источник: Яндекс.Картинки

В 1971 году Толлер Крэнстон получил первую золотую медаль Чемпионата Канады. Он будет вставать на верхнюю ступеньку пьедестала ещё несколько лет подряд.

В следующем году на Олимпийских Играх он стал в итоге пятым. Этот же результат Крэнстон показал на Чемпионате Мира 1972 года, выиграв произвольную программу. Там же один из судей поставил ему "6.0" второй оценкой. Фигуриста, как и многих его талантливых современников, подводила "школа".

Через год он повторил результат.

А в 1974 на свет появились легендарные "Паяцы", изменившие в первую очередь самого Толлера:

Самый важный шаг, который я когда-либо сделал в фигурном катании,— это когда я создал «Паяцев». Трагический образ, созданный Леонковалло, очень человечен. И когда я перенес оперу на лед, началась новая эра в моем фигурном катании, во всей моей жизни. Дверь была открыта...
Помню вечер, когда были созданы «Паяцы». Это было странное ощущение, когда чувствуешь, что находишься на пороге прекрасного. Обычно я обращаю внимание на других фигуристов нашего клуба, которые тренируются вместе со мной. Но в тот вечер я просто выбросил их из головы. И хотя программа только рождалась, все они ушли со льда. Они, наверное, понимали, что со мной происходит. И вдруг я увидел: за окном катка на меня смотрели молодожены и их друзья. Потом они — человек шестьдесят — вошли на каток. Они долго стояли. И у многих были слезы на глазах...
Дебютом «Паяцев» был Мюнхенский чемпионат мира. Я ужасно откатал «школу», но в произвольной программе был первым и занял общее третье место. Перед показательными выступлениями я на тренировке повторял «Паяцев». И был потрясен: в зале собралось более двух тысяч человек. Все ждали.
Наконец, пришло время выступления. «Олимпия-холл» был переполнен. Аудитория — спокойная, внимательная, оценивающая. Как только я начал программу, то почувствовал: словно электрический разряд пробежал по публике. Они поняли! Мы открыли дверь в завтра... Мы вошли в четвертое измерение, и все здесь было возможно. И тогда я понял, что могу все... (с) Толлер Крэнстон

Эта программа поменяет отношение судей к Крэнстону и тому направлению фигурного катания, которое он представляет. Она войдёт в историю и станет легендарной. Программа, соединившая сотнями золотых ниточек души фигуриста и его зрителей.

Ведущие спортсмены того времени понимали, насколько революционными являются программы Крэнстона и перенимали у него лучшее. Они соревновались с ним, и побеждали его. Фигурное катание развивалось и становилось интереснее. Зрители наблюдали балет. У Толлера - современный, у Карри - классический.

Спортивный журналист Станислав Токарев охарактеризовал фигуриста так:

Его называют разноцветной райской птичкой — мне не нравится это определение, в котором есть некий инфантилизм, нет силы и мужества, присущих спортивному таланту Крэнстона. И если рядового человека с трибуны восхищает актерское мастерство Крэнстона, то спортсмены изумлены основой этого мастерства — в высшей степени оттренированной непринужденностью владения телом и коньком.

Толлер Крэнстон стал третьим на Чемпионате Мира 1975 года. На Олимпийских Играх в Инсбруке в 1976 году он вновь проиграл "школу", в которой стал седьмым, но выиграл короткую программу. Потом уступил Джону Карри в произвольной, сделав ошибку на тройном тулупе, и стал бронзовым медалистом Игр.

Но разве имеют значение титулы, когда речь идёт о настоящем явлении в фигурном катании? Человеке, открывшем новые горизонты. Спортсмене, показавшем, как один жест может рассказать историю. Очень пластичный, артистичный, демонстрирующий совершенно новые вращения и удивительную хореографию, он сотворил новый мир фигурного катания.

Крэнстон говорил, что выступление на льду для него - одно из средств самовыражения, и каждое новое выступление в показательных программах отличается от предыдущего.

Мне пришлось потратить много времени, чтобы меня стали называть «художник, который катается на коньках». Я стремлюсь всегда оставаться прежде всего художником, а уже потом спортсменом.
Толлер Крэнстон. Источник: http://news.nationalpost.com/2015/01/24/toller-cranston-figure-scating-legend-dead-at-65/
Толлер Крэнстон. Источник: http://news.nationalpost.com/2015/01/24/toller-cranston-figure-scating-legend-dead-at-65/

Тепло о Крэнстоне отзывалась и Татьяна Анатольевна Тарасова:

Как же его любили в нашей стране! Мне кажется, что многих привлекало на трибуны во время соревнований по фигурному катанию, во всяком случае, в дни одиночного турнира мужчин, только выступление Крэнстона. А с каким удовольствием он выходил в показательных выступлениях! Развевающиеся волосы, одухотворенное лицо — похоже, он сам не знал, что совершит на льду в следующую минуту. Не переживать за этого безумного, безудержного, мечущегося на площадке человека было невозможно. Он многое умел делать на льду, но еще больше сделать не успевал или срывал. До начала выступления Толлер весь накален до предела, весь в перекрученных нервах. Ни на одном турнире ничего не выигрывал, лишь раз стал третьим в мире. Но забыть Крэнстона невозможно тому, кто хоть раз его видел на льду.

Его импульсивность проявлялась не только на льду. После Чемпионата Мира 1976 года, на котором он занял обидное четвёртое место, фигурист поссорился и с Элен Буркой, и с организаторами европейского турне. И на эмоциях выбросил коньки в канал. Доставали их водолазы, нанятые репортёрами...

После завершения любительской карьеры, Крэнстон неоднократно выступал на профессиональных чемпионатах мира, участвовал в шоу, писал картины, написал несколько книг и организовал ряд ледовых спектаклей для телевидения. И был счастлив, поскольку продолжал заниматься любимым делом, в то время, как многие его коллеги навсегда покинули фигурное катание.

Он не получил никаких денег с публикации своей автобиографической книги "Толлер", потому что всю прибыль перечислил канадской федерации фигурного катания, чтобы у неё были средства посылать спортсменов на международные соревнования.

Он был президентом Канадского фонда борьбы против рака и верил, что когда-нибудь средство, излечивающее эту болезнь, будет найдено.

Крэнстон горел своим делом и не любил людей которым скучно, ведь они были его полной противоположностью.

В 1997 завершил карьеру в фигурном катании Прощальным балом, переехал в Мексику и посвятил себя рисованию.

24 января 2015 года Толлер Крэнстон скончался от сердечного приступа в своём доме в мексиканском городе Сан-Мигель-де-Альенде.

Имя фигуриста вписано в Зал Славы мирового фигурного катания, в Канадский Олимпийский Зал Славы, Зал славы канадского фигурного катания.

Закончить статью мне бы хотелось словами самого Крэнстона, который бесконечно любил фигурное катание и контакт со зрительским залом:

Моя роль была не в том, чтобы стать чемпионом. Я скорее был учителем. Вы никогда не задумывались о том, почему из великих спортсменов, как правило, выходят скверные тренеры? Потому что ты не можешь помочь раскрыться другим людям, если всегда и во всем привык быть первым. Большинство спортсменов, с которыми мне довелось соперничать, уже закончили свою карьеру и навсегда исчезли с горизонта. А я в отличие от них до сих пор в состоянии выступать. И это гораздо важнее, чем титул чемпиона мира или Олимпийских игр.
Толлер Крэнстон. Источник: Graham Bezant/gettyimages.com
Толлер Крэнстон. Источник: Graham Bezant/gettyimages.com

Спасибо за внимание.

При написании статьи использовались следующие материалы: Гескин В. И тогда я понял, что могу все // Звезды ледяной арены. Сборник, 1976 г., В. Кукушкин "Пять минут одиночества" // Журнал "Юность" -1976 г. - № 12, Т.А.Тарасова, С.Токарев, «Крэнстон танцует», журнал «Ровесник», 1974 г., "Четыре времени года", М., изд-во "Советская Россия", 1985., М. Савченко. Толлер Крэнстон. В прошлой жизни я был русским // "Спорт-Экспресс", 21 марта 1998 г.

Легенды фигурного катания. Медж Сайерс. Женщина, сломавшая систему.

Они покорили "мир". 7 уникальных одиночников

Они покорили "мир". 7 уникальных одиночников. Часть вторая

Легенды фигурного катания. Джон Карри: мастер шепчущих коньков

Навсегда 25. Несколько слов о Денисе Тене

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц