О том, почему ребенку в детском саду плохо, я писала здесь.
В этой статье хочу поделиться мыслями о том, как это проявляется.
Кто из нас не наблюдал этой душераздирающей картины, когда мама утром тащит упирающегося и орущего на всю улицу ребенка в детский сад? С помощью истерики малыш привлекает внимание матери к своей проблеме. Иногда это может быть и простой каприз, но чаще всего - это показатель того, ребенку плохо там, куда его ведут. Есть и другие признаки того, что ребенок и детский сад - понятия несовместимые.
Во-первых, детские заболевания, которыми изобилуют дошкольные учреждения. Болезнь не всегда является следствием действия вирусов и микробов, часто она «придумывается» самим ребенком для того, чтобы избежать посещения детского сада. Связано это с особенностями детского мозга, при которых эмоциональные состояния оказывают влияние на состояние физического здоровья.
У четырехлетней Кати – небольшой насморк, не настолько серьезное с точки зрения родителей заболевание, чтобы не идти в детский сад. Девочка интересуется: «А если у меня будет температура, в садик не пойдем?» «Конечно, нет» - отвечает мама. К вечеру у ребенка температура 38,5. В другой раз, когда решается вопрос похода в цирк, Катюша с аналогичным заболеванием «справляется» за 2-3 дня. Болезнь для ребенка выступает как психологическая защита для избегания нежелательной ситуации.
Еще одно проявление психологического стресса, связанного с детским садом – это своеобразное раздвоение личности ребенка. Родители часто говорят: «Не понимаем, что происходит – ребенка как будто подменяют: дома он один, а в саду совсем другой». Отказ от еды, недержание мочи, истерики, агрессия, замкнутость – это формы протеста против насилия со стороны родителей. Именно так некоторые дети воспринимают ежедневные посещения детского сада.
Иногда дети воспринимают ситуацию посещения детского сада как наказание за какие-то свои шалости и провинности. Они считают, что родители их не любят, поэтому лишают общения с собой, отдавая в детский сад. В садике такой ребенок стремится изменить свое поведение, чтобы избежать еще более сурового наказания, либо для того, чтобы задобрить родителей в надежде, что они его простят и перестанут отрывать от себя, отдавая чужим людям.
Представьте себе очень живого, подвижного, разговорчивого и любознательного ребенка. Все эти качества проявляются дома, на улице, в присутствии родителей, знакомых и близких людей. В детском саду ребенок превращается в полную противоположность самому себе – молчаливый, малоподвижный маленький старичок, послушно исполняющий все указания воспитателя. Не быть самим собой в течение 9 -10 часов в день для ребенка – страшное наказание. Таким образом он наказывает себя за мнимые прегрешения перед родителями, отторгнувшими его. Естественно, что малыш стремится избежать этой ситуации, заставляя свой организм болеть.
Когда родители отдают ребенка в детский сад, не ориентируясь на степень его готовности к вхождению в коллектив, они ставят его перед необходимостью самому прокладывать путь в социуме, в обществе сверстников и взрослых. Для малыша – это целый лес, состоящий из людей, событий, взаимоотношений и конфликтов, неизбежно сопровождающих отношения между людьми. Кто-то проходит через этот лес к взрослой жизни, гибко обходя препятствия и приспосабливаясь к условиям. Кто-то идет напролом, «ломая дрова». Кто-то рискует заблудиться и потеряться в нем навсегда.
Хорошо, когда рядом есть поддерживающий и направляющий малыша взрослый – любящее мамино сердце всегда подскажет правильный путь. Такую поддержку может оказать и воспитатель, и няня, и любой другой работник детского сада. Вот только на одно сердце там приходится много нуждающихся в поддержке.
Все сказанное не означает, что дети не должны воспитываться в детском саду, или, что все дети должны воспитываться дома, или – что детей должна воспитывать няня, если мама не может делать этого сама в силу каких-то обстоятельств. Речь идет о том, что к методам воспитания – индивидуальным или коллективным необходимо подходить дифференцированно. Все зависит от конкретной ситуации, от особенностей ребенка, от возможностей семьи, от педагогической и психологической подготовленности родителей.
Уважаемые родители, а как ваши дети относятся к посещению детского сада? Поделитесь в комментариях своим опытом, как вы справляетесь с проблемами посещения детского коллектива.
Понравился материал? Подпишитесь и следите за публикациями. Благодарю за позитив в комментариях и внимание к моему каналу)))