Найти тему
Земля круглая, проверено!

Греческая, французская, испанская болезни: пандемии, которые подарили нам эмансипацию, шоколад и технологии

Будь проклят наш праотец, который научил нас помирать. Сперва смерти не было – ее изобрел в архее наш общий с тараканами, грибами, медузами, а также прочими земными тварями предок и она стала его эволюционным преимуществом. Сами понимаете, когда живое размножалось делением, покойников в первозданном бульоне не случалось – живое не переставало БЫТЬ, его просто становилось вдвое больше. Но вот для всех для нас бульонный прадедушка раздобыл биологическое умирание и оно определило сначала развитие всего живого, а потом – и человеческой цивилизации вообще.

Как-то так все и происходило
Как-то так все и происходило

А наш мир сформирован несколькими пандемиями – чумы, холеры, сифилиса, гриппа. Эти болезни очень постарались, а у коронавируса такое вряд ли получится: он – бедствие, скорее, виртуальное, чем реальное. Ну, может быть, пока.
Первая пандемия началась в 541 году и получила название «Юстиниановой чумы»: торговцы зерном привезли из Египта товар, а с ним вместе – крысу-носителя бактерии Yersenia pestis. Тут-то всё и началось. Гуляла греческая болезнь по Европе, Азии и Африке 200 лет: последний случай хронисты фиксируют в Англии и на Руис где-то под 750-м годом.

Вот так эта эпидемия выглядела изнутри: Константинополь, благословение зараженным (кстати, выздоравливал 1 из 5, если не было ухода - 1 из 20)
Вот так эта эпидемия выглядела изнутри: Константинополь, благословение зараженным (кстати, выздоравливал 1 из 5, если не было ухода - 1 из 20)

Число жертв оценивают в 50 миллионов: то есть, отдал богу душу каждый четвертый сущий на земле человек. Есть мнение, что померло 25 миллионов землян – но и это каждый восьмой. А в местах, где она бушевала, чума пожрала ровно половину населения. В Константинополе, бывало, по 10 тысяч человек в сутки кончалось: их не хоронили, они разлагались, где их застал конец, обгладывались бродячим зверьем. Причем, бубоны-кровохарканье пугали меньше, чем та форма чумы, когда совершенно здоровый и цветущий с виду человек за один день превращался в бездыханное тело. Юстиниан тогда как раз успешно довоевывал в Италии.

Юстиниан: портрет человека, который мог стать позднеантичным Карлом Великим, Наполеоном, Гитлером, но помешала чума
Юстиниан: портрет человека, который мог стать позднеантичным Карлом Великим, Наполеоном, Гитлером, но помешала чума

До воссоединения Западной и Восточной Римской империи было рукой подать. Но тут пришла чума: она выкосила податное сословие и для продолжения войны Юстиниан вжимал из непередохших вдвое, втрое и вчетверо. Денег все равно не хватало, продовольствие подорожало в разы, портовые города средиземноморского побережья опустели. Император-таки завоевал Италию, но еле-еле, на пределе сил и хватило византийцев на жалкие 14 лет: в 568 голенище сапога захватили лангобарды и единая Римская империя в своем античном изводе распалась навсегда.

Корона короля лангобардов Рецесвинта (650-е гг) - ну, французы в 19 веке, реставрируя, сделали ее гораздо красивее, чем она была, но и тут видать:  дикий был народ, никакой утонченности и благородства, главное - "шоб блестело пабахатому"
Корона короля лангобардов Рецесвинта (650-е гг) - ну, французы в 19 веке, реставрируя, сделали ее гораздо красивее, чем она была, но и тут видать: дикий был народ, никакой утонченности и благородства, главное - "шоб блестело пабахатому"

Попутно потрепанным чумой грекам наваляли арабы: еще 100 лет дети Пророка брали экзархат за экзархатом, отняли у вестготов Испанию, у персов – Персию... В общем, чума превратила Евразию в кипящий войнами котёл, а единственный гегемон (Византия) был ослаблен. Плюс – голод и похолодание: в общем, Европа погрузилась в Темные века, торговая связность мира отсрочилась на полтысячи лет.

Здесь тот же рассказ, но в картинках

Досталось и Китаю, но он в его вековечном равновесии чума мало что переменила. В общем, Первая «греческая» пандемия вычеркнула из европейской истории лет эдак 500 и расколотила Средиземноморье на крохотные несвязные экономические лоскуты.

Ну, это романтическое изображение Конца античности - на самом деле, все было много грязнее, мерзее, иллюминация была не такая театральная
Ну, это романтическое изображение Конца античности - на самом деле, все было много грязнее, мерзее, иллюминация была не такая театральная

Ну, и не дала византийцам слепить новый Евросоюз – империя-то у них расширялась за счет завоеваний и благодаря добровольному принятию варварскими царьками вассальной присяги. Но Константинополь впал в ничтожество, а последние свои 300 лет был, почитай, фиктивным государством.
Но была еще и «Вторая чума» - эпидемия XIV века. Она бушевала с 1331, когда объявилась в Золотой Орде, и вплоть до последней вспышки 1351-го. Унесла до 200 миллионов жизней, а это, на минуточку, 40% тогдашних землян. Сельская местность опустела всюду: где-нибудь в Англии до сих пор можно видеть посреди поля костяк брошенной церкви –как раз в ту пору и брошенной. В Германии из 170 тысяч сделались безлюдными 40 тысяч сел. Тогда же родился антисемитизм: евреев заподозрили в том, что они отравляют воду, и в погромах погибли гетто сотен городов.

Pogrom в XIV веке
Pogrom в XIV веке

Тогда, в общем, ненависть к иудеям в Европе оформилась и получила идеологическую основу: «Они нас травят, пьют кровь младенцев и вообще Христа распяли!». Но ладно люди: «Черная смерть» переменила саму планету! Опустевшие земли Евразии поросли лесом, изменились пути циклонов, зима стала дольше, лето холоднее: наступил малый ледниковый период. Но, не поверите, пандемия имела и благие последствия. До нее материк был слишком многолюден: клочки земли едва кормили хозяев, имущественные отношения были запутанными… Чума разрубила все экономические узлы: барщину сменил оброк, в Западной Европе отменили крепостное право. Рабочие руки стали ценить выше земли: в разы выросли доходы крестьян и мастеровых.

Воспоминания о моровом поветрии вызывали вот такие не особенно жизнерадостные фантазии еще и 200 лет спустя
Воспоминания о моровом поветрии вызывали вот такие не особенно жизнерадостные фантазии еще и 200 лет спустя

Наконец, людей было мало, отчего их пришлось заменять машинами – распространились водяные и ветряные мельницы, появилась примитивная техника в шахтах. Пошли в рост готические соборы со сложными инженерными решениями сводов: грузные романские храмы-черепахи ушли в историю. Ремесленник в городе стал большим человеком, а не – «подай-сделай-пошел, быдло, вон», как был прежде. Ну, и людей стало мало, их правящему классу пришлось любить и беречь: вот вам и гуманизм с Возрождением. Со всех сторон одни приятности, если забыть, что стоили они 200 миллионов жизней.
А потом был сифилис, пандемия которого длилась 400 лет. Его в 1493привезли в Неаполь моряки Колумба.

Так Дюрер изобразил одного из князей-сифилитиков
Так Дюрер изобразил одного из князей-сифилитиков

В Америке доисторических сифилитических мощей много, хотя катастрофой, как в Европе, эта болезнь для ацтеков, инков и майя не стала. С год, наверное, никто и никак в Неаполе об эту пакость не спотыкался. Портовый город, утопающий в немыслимых мерзостях вавилон… Богатых врачи еще лечат молитвой и травкой, а до бедных никому дела нет: «подох Массимо – и хрен с ним(-о)». С год бледная спирохета обживалась в европейском климате, привыкала к новым носителям, копила силы, чтобы выплеснуться. Летом 1494 король Франции Карл VIII прошел всю Италию и взял без боя Неаполь.

Сам Карл вовремя ударился головой о дверной косяк и сыграл в ящик, иначе его физиономия утратила бы вскоре всякое благообразие
Сам Карл вовремя ударился головой о дверной косяк и сыграл в ящик, иначе его физиономия утратила бы вскоре всякое благообразие

Власти города устроили французам бесконечную барбекю-пати и шеренгами построили свой народ для разврата. Известно, что прислуживали французам на пирах прелестнейшие патрицианки и куртизанки, которые одеты были так легко, что у воинов, когда им подносили блюдо, напрочь пропадал аппетит. Войско Карл VIII увел через полгода: в дороге у солдат стали массово обнаруживаться странные симптомы. Так французская болезнь начала триумфальное шествие по планете: за 3 года она добралась до Индии, за 20 – до Индонезии.

Хотите подробностей? Они у меня ТУТ и ТУТ.

Но каковы были ее последствия для цивилизации в целом? Сифилис привел к реформации. Когда Лютер приколотил свои 95 тезисов к дверям церкви, католический клир уже пострадал от сифилиса больше прочих сословий.

-10

Высшие иерархи на мессах двигались вяло, ибо приморены ртутью, и были сплошь в фиолетовых пятнах загнанной под кожу болезни. Спирохета сформировала облик 17-18 столетий: парики, истошные румяна, толстый слой пудры, разнообразные мушки – это все маскировка сифилитических язв. Тогда же родилась врачебная тайна: спасибо спирохете! И еще. Лечили ртутью, а вкус этой мерзости надо было маскировать: нами любимый шоколад именно потому вошел в моду – он был горек, как редька, в охотку его пить не станешь (сахар-то научились добавлять очень не сразу). А откуда румянец у «Аленки», а? Сами понимаете!

-11

Ну, и почти все гении Нового Времени – они были того-с, с червоточинкой. Сирано – точно, Шекспир – вероятно, Линкольн – наверняка. Ницше, Флобер, Мопассан, Шуберт и Шуман… Короче, открываете энциклопедию и почти любой гений XIX века – он из них, из этих. Болезнь не убивала в пару дней, но сотням миллионам сократила жизнь на многие десятилетия. Короче, урон от сифилиса грубо оценим в миллиарды человеко-лет.

Это портрет Герарда де Лересса кисти Рембрандта - вся симптоматика отражена честно
Это портрет Герарда де Лересса кисти Рембрандта - вся симптоматика отражена честно

И, наконец, добрались мы до знаменитой «испанки». Прежде случилось еще несколько эпидемий холеры, но они были сравнительно пустяковыми: миллион жизней туда, миллион сюда… Гриппозная инфекция пришла, как обычно, из Китая – оттуда происходит большинство эпидемий и пандемий, кроме, наверное, «юстининовой чумы» и спирохеты. Англичане мобилизовали кули в подсобные рабочие и доставили их на европейский театр военных действий. Тут все и заверте…

-13

Военная цензура о лютом гриппе сообщать запрещала. Только в невоюющей Испании говорили об эпидемии открыто: вот вам и ложное впечатление, будто идальго досталось больше других, вот вам «испанка». Количество жертв – более 100 миллионов: досталось всем – Уругваю и Южной Африке, Австралии и Штатам, Франции и Турции. Но бог неровно делит: в Аргентине смертность составила 0,1%, а в Иране – 20%. Считается, что вирус был довольно заурядным: жуткие последствия имел не столько он, сколько антисанитария, голод, физические и психологические стрессы, которые переживало население.

-14

Философ Галковский вообще уверен, что в жертвы «испанки» записали миллионы погибших на фронте: Первая мировая оказалась настолько кровавой, что даже военачальники засмущались, а ведь им надо было обеспечивать фронт все новыми и новыми мясо-пушечными патриотами. Когда срок жизни новобранца на фронте – неделя, никакая любовь к родине долго не протянет. А грипп – это бич божий: «не обращай на него внимания, сынок, за бога, царя и отечество – вперед!».

На фото агитаторы: "Боши в тебя стреляют, а грипп - нет". Ну, в том смысле, что грипп можно вылечить, а вот немца - нет, его остается только прикончить
На фото агитаторы: "Боши в тебя стреляют, а грипп - нет". Ну, в том смысле, что грипп можно вылечить, а вот немца - нет, его остается только прикончить

И что же подарила нам «испанка»? Конечно, революции и Государства Больших Идеологий! Да, это Советская Россия, но это и, с другой стороны – Германия, Испания, Италия, Португалия. И, конечно, Штаты – с почти тоталитарной «америкен дрим», ради которой можно сажать, расстреливать или, например, взять да отобрать у граждан их золото. Британский империализм тоже достиг максимального величия и зрелости в межвоенье. А из приятных вещей испанка принесла полную эмансипацию женщин и максимальное раскрепощение: людскую убыль-то надо было пополнять!

Как-то так выглядело человечество после Первой мировой: дети и женщины, женщины и дети. Взрослый мужчина редок, почти как сказочный единорог
Как-то так выглядело человечество после Первой мировой: дети и женщины, женщины и дети. Взрослый мужчина редок, почти как сказочный единорог

Танец «шимми», короткие юбки, дансинги, кокаиновое сладострастие – род людской словно жил последние минуты и ему хотелось успеть ВСЁ. Наконец, «испанка» привела к восстанию масс и появлению не книжной, а РЕАЛЬНОЙ демократии. Мир сословий с его железобетонными переборками рухнул: новый мир не стал справедливее, но путь наверх стал гораздо проще, верх и низ просто перемешались.

Это ведь скорее смешно, чем страшно: это вам не "данс макабр"
Это ведь скорее смешно, чем страшно: это вам не "данс макабр"

В общем, коронавирус пока не выглядит приговором. Но, если что, можно утешать себя вот чем: мир после пандемии станет лучше – справедливее, добрее, счастливее. В нем станет меньше людей илюбить друг друга они, во всех смыслах, будут просто истово. А, может, и у природы получится оклематься и поздороветь. Диалектика, панимаишь!

Добрались до конца – подпишитесь или лайкните. Спасибо!