Как хорошо, что в своё время появились компьютерные игры, в которых главный герой выполняет задачи на разных уровнях — что-то делает, ищет сокровища, находит потайные комнаты и переходы. Только полное соблюдение правил, выполнение всех условий, и разгадка всех головоломок позволяет осуществить переход на более высокий уровень. Очень интересные игры, а главное они являются хорошей иллюстрацией модели нашей жизни.
Простой интерес к незатейливым играм совершенно неожиданно перерос в понимание удивительной схожести игры и реальной жизни. Конечно, с некоторыми условностями, но очень точное по своей сути.
Смотрите, мы вступаем в жизнь и абсолютно ничего не знаем о происходящем вокруг. Мы осваиваем мир, добиваемся успеха, набиваем шишки и познаём некоторые правила (от простого к сложному). Или: осваиваемся, набираем опыт, накапливаем знания и познаём окружающий мир.
Отдельным является процесс общения с другими людьми. Сначала со сверстниками, потом со старшими, родными и незнакомыми, дружески настроенными и врагами. И здесь срабатывает метод проб и ошибок.
Дальше — интереснее. Меняются уровни (человек растёт) — садик — школа — институт — работа — семья — и так далее. Синхронно меняются сложности задач, и нарастает трудность во взаимодействиях. Появляются сначала мелкие препятствия, которые со временем превращаются в гигантские проблемы.
Ещё особенность — как в играх, на каждом этапе жизни необходимо решить некий «набор задач». По закону сохранения времени на решение каждой задачи отводится некоторое время. Конечно, можно потратить меньше (за счёт таланта), но, как правило, многие недовыполняют необходимый план. А, значит, переходят на другой уровень с проблемами.
О потерях и ограничениях. Тут всё сложнее. Если в игре можно поправить положение с помощью «аптечек» или начать уровень с нуля, то в реальной жизни медицина что-то может, а вот стартовать с нуля уже не получится. Здесь, дотошные читатели — любители искать неточности в разных текстах, могут припомнить реинкарнацию, но это другая тема, и отношение к ней я уже высказывал ранее.
Идём дальше. Теперь о переходах между уровнями. На ранних уровнях переходы простые и не требуют серьёзных усилий. На старших уровнях (там, где подход к мудрости) каждый переход — это система выполнения сложного сочетания требований. Бывает и такое, что, если пропустить некоторые задачи на несколько уровней ниже (-2, -3 и более) — это может напрочь заблокировать очередной переход! Не исправив этого, о дальнейшем продвижении, можно совсем забыть.
Теперь о бонусах и расплате. Каждое ваше действие оценивается. Поступили правильно — это плюс, поступили подло или мерзко — получите по заслугам. Эта тема большая и очень интересная. Если её грамотно разобрать, тогда станет немного понятным то, как устроено всё вокруг нас. Надо только хорошо поразмыслить над этим.
Я часто слышу мнения о «вреде» игр на компьютере. У меня это вызывает некоторый смех. Это может быть прекрасным тренажёром, на котором можно отрабатывать такие навыки, которые не приобрести нигде больше (только набивая шишки). Надо только уметь извлекать выгоду даже из таких процессов.
Автор: Михаил Вениаминович, руководитель канала «Хакнем Суть», г. Москва