Отец Владимир устраивается в моей машине на переднем сиденье и комментирует: "Чтобы дорогу освящать". "Только пристегнуться не забудьте", - замечаю я своему ангелу-хранителю. Обменявшись своими мерами безопасности, трогаемся в путь - в сторону деревни Ляли Княжпогостского района Коми. Со старинным Богоявленским храмом, которые едет навестить его настоятель, в этой деревне связано несколько мистических легенд.
Скромный приход
Среди белоснежных просторов и занесенных поселков, бегущих вдоль трассы, с холма внезапно открывается вид на Богоявленский храм. Он выплывает как заброшенный корабль с погнувшимся крестом вместо мачты. Его нынешний капитан - настоятель Владимир Левичев - добирается до деревни Ляли из Сыктывкара редко. В самой деревне всего десяток жителей, да и то летом вместе с дачниками. А зимой, судя по вьющимся над крышами дымкам, и того меньше. С такими малочисленными обитателями приход особо не соберешь.
В Но отец Владимир отчего-то оптимистичен и верит, что храм со временем оживет. С 1991 года, как полуразрушенную Богоявленскую церковь отдали епархии, в ней мало что поменялось. Окна закрыли досками, чтобы внутрь не хлестали дождь и снег, да установили железную дверь с замком. Теперь без благословения отца Владимира случайным людям попасть внутрь не получится.
За веру отправили в лагеря
Встретившийся нам местный житель Леонид Игошин - один из немногих в деревне, кто еще видел церковь в былом великолепии. Всю свою жизнь 81-летний старожил наблюдал, как храм ветшал.
По рассказам односельчан Игошин помнит, что последним настоятелем храма был Василий Распутин, которому в 1930-м дали три года концлагерей. Батюшку обвинили в том, что он организовал собрание, на котором уговаривал выйти из колхоза, «говоря, что там порядков не будет, скоро будет переворот, будут старые порядки, тогда всех колхозников расстреляют, надо крепче держаться за Церковь и не надо слушаться коммунистов».
Распутин вернулся в Ляли после лагерей и служил в приходе до 1941 года. Что с ним стало потом, неизвестно. А храм в том году закрыли уже надолго.
Наказание небес
В 1950-е годы нижний придел храма приспособили под зернохранилище и склад для колхозной техники. «Если бы склада не было, то храм не дожил бы до сей поры. Все бы давно разбили, разрушили», - считает Леонид Ильич.
Этот нижний придел утратил свой благостный облик уже давно. А вот верхний храм больше полувека вопреки всему держался и сиял иконостасом. Но, как поделился воспоминаниями Леонид Игошин, в 90-е годы храм стал жертвой вандалов.
Два деревенских дембеля решили посидеть в красоте и устроили в верхнем пределе стол, разожгли костер... И весь золотой иконостас, практически без потерь переживший ХХ век, пропал в огне. Как утверждал местный старожил, эти парни в течение нескольких лет умерли трагическими смертями.
То, что вандалов ждала такая мистическая расплата за кощунство, вызвало у меня усмешку. Однако Леонид Игошин уверял, что такое происходит в Лялях не в первый раз и поделился с нами еще одной историей. О ней читайте в следующей части.
Если вам понравился материал, жмите 👍 . Заходите на наш канал Север неизвестный и подписывайтесь, чтобы не пропустить авторские статьи.