Смекалка и выдумка сельских трактористов всегда помогает им найти выход в проблемной ситуации. Работал я тогда на тракторе Т-4 «Алтаец», пока ждал свой очереди на ремонт, меня задействовали для очистки сельских улиц от снега. С бульдозерной лопатой я целыми днями пробивал занесшие метелью узкие переулки и чистил площадки производственных объектов на зерноскладе, фермах.
Доездил до того, что потерял резиновые бандажи на поддерживающих катках. На складе запчастей их не оказалось, а когда привезут не известно. Без бандажей, корпуса катков быстро выйдут из строя, поэтому пришлось поставить трактор в гараж, а самому заниматься ремонтом секций лущильника. Начались морозы, и как это обычно бывает, на ферме начались проблемы с вывозкой навозной жижи из корпусов.
Телеги, на которых вывозили навоз, обмерзли толстым слоем и под наклонными транспортерами образовались большие кучи навозной массы. В общем, ни подъехать с телегой, ни подойти. Требовалось срочно сталкивать эти промерзшие препятствия. Поработав без бандажей на катках один день, я понял, что если проезжу так еще какое - то время, то ремонт ходовой у меня затянется надолго.
Утром на планерке я поделился своими сомнениями с бригадиром, ему тоже ни как не улыбалось ставить трактор на долгий ремонт. Наш разговор услышал бригадный сторож дядя Миша, который всю жизнь проработал трактористом, а последние пятнадцать лет на С-100 в основном с бульдозерной лопатой. Он и предложил вместе катков на оси надеть березовый брус, что он, таким образом, не одну зиму отработал, и катки не пристывают, гусеница не брякает и хорошо в холод скользит по деревянной направляющей.
Расспросив подробно, как он крепил брус, и какой длины должен быть, я пошел в столярку, передал поручение бригадира сделать из комлей берез заменители катков, нарисовал форму и размеры. К обеду, я уже расцепив гусеницы, примерял деревянные изделия на трактор. Не сказать, что все подошло идеально, но как говорится и так сойдет, лишь бы работало. И действительно работало, даже шум от гусениц как будто тише стал.
Правда, пришлось несколько раз подтягивать гусеницу, пока все окончательно не притерлось. Целый месяц, ежедневно я отрабатывал на расчистке дорог и отгребал застывший навоз на ферме, за это время и бандажи нашлись, и место для ремонта трактора в МТМ освободилось. Когда снял с трактора деревянные запчасти, на них был еще большой запас древесины и можно при необходимости еще использовать, в качестве заменителей поддерживающих катков.
Трактористы часто используют бревна разной длины, как временные вспомогательные приспособления. Если один край бревна засунуть под колоду заднего моста трактора и привязать к навеске, то получится «стрела крана», который можно поднимать грузы. Так же бревна или жерди используют в качестве удлинителя троса. А уж про то, как выехать самому, когда застрянешь, с помощью привязанных к колесам небольших бревен, наверное, знают все.
Так что , прежде чем охать и ахать над какой то проблемой, лучше посоветоваться со старыми трактористами, которые за свою жизнь бывали в разных ситуациях и наверняка придумают как решить любую проблему.