Машиностроение - пожалуй, одно из самых сложных направлений в промышленности. В последние годы отечественных производителей специализированной техники комплексно поддерживало государство. Почувствовав уверенность, заводы быстро начали отвоевывать утерянные позиции на внутреннем рынке и активно развивать экспорт.
Одна из таких отраслей, которую буквально 5-6 лет назад скептики "хоронили", совершила впечатляющий рывок. Речь пойдет про отечественное строительно-дорожное машиностроение.
Ударные темпы роста
В последние годы российское строительно-дорожное машиностроение демонстрировало динамичный рост производства, продаж и экспортных поставок. Объемы выпуска продукции и отгрузок росли в среднем на 25-30% в год. Экспорт охватывал всё новые страны.
Например, отгрузки отечественной СДТ в 2018 году выросли на 31,5%, до 38,7 млрд руб. Зарубежные поставки в 2018 году по сравнению с 2016 годом увеличились на 114%.
И это вполне логичное положение дел. Ведь отечественные заводы постоянно работают над улучшением качества выпускаемой продукции, расширяют модельный ряд, инвестируют в расширение и модернизацию производства. Российская техника успешно конкурирует с иностранными аналогами, а иногда даже превосходит их по ряду основных технических характеристик. Не стоит забывать, что при этом российские машины экономически более эффективны.
Конкуренция с иностранцами и новые модели
В отрасли строительно-дорожного машиностроения на внутреннем рынке ситуация складывается таким образом, что по ряду ключевых позиций вне конкуренции находятся либо иностранные, либо российские производители, а в некоторых сегментах между ними существует сильная конкуренция. Например, в сегменте автокранов позиции отечественных заводов непоколебимы, а в сегменте дорожных катков большая доля закупок приходится на импортную технику.
Российские заводы с каждым годом выпускают все больше новых моделей. Вот лишь несколько примеров новых машин, недавно вышедших на рынок:
Инновационная модель автокрана КС-55721-1В ГАЛИЧАНИН серии «ПИОНЕР»
Бульдозеры второго поколения ДСТ-УРАЛ D9 и D10
Первый российский телескопический погрузчик
Замедление роста
Однако в 2019 году рост замедлился. Причинами стали не только высокая база предыдущего года, но и неопределенность в направлении реализации мер господдержки, которая наблюдалась в прошлом году.
Отгрузки российской строительно-дорожной техники (СДТ) на внутреннем рынке (без учета прицепов и полуприцепов, а также коммунальной техники) в 2019 году выросли по сравнению с 2018 годом на 6%, до 41 млрд руб.
По информации портала Росспецмаш-Стат (объединяет данные компаний, которые выпускают 80% от всего объема производимой СДТ в России), наибольший рост отгрузок на внутренний рынок в 2019 году в количественном выражении зафиксирован в сегменте кранов-трубоукладчиков – в 2,2 раза, кранов-манипуляторов – на 36%, бульдозеров – на 9,2%, катков – на 7%, экскаваторов-погрузчиков и автокранов – на 5%.
При этом фиксируется сокращение отгрузок мини-погрузчиков – на 23%, фронтальных погрузчиков – на 16,5%, колесных экскаваторов – на 3,4%.
Неоднозначная реформа
В отрасли в предыдущие годы действовал целый комплекс эффективных мер господдержки, разработанный Минпромторгом России. Однако в 2019 году ситуация изменилась в худшую сторону в результате так называемых реформ мер господдержки, инициированных отдельными лицами в составе предыдущего правительства.
Замедление роста связано, в том числе, с приостановкой и последующей отменой постановления правительства № 518 (субсидия лизинговым организациям на предоставление скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга строительно-дорожной, прицепной и коммунальной техники), программы субсидирования пилотных партий и субсидирования скидок на технику в рамках постановления правительства № 547.
Конкурируя с ведущими мировыми производителями
Несмотря на непростое положение в прошлом году, российские заводы добились хороших результатов не только внутри страны, но и за рубежом.
Будущее за предприятиями, которые наращивают как поставки на внутренний рынок, так и развивают экспорт. Основными направлениями зарубежных поставок предприятий отечественного строительно-дорожного машиностроения являются страны СНГ, Европы, Африки, Юго-Восточной и Юго-Западной Азии. По итогам 11 месяцев 2019 года зарубежные поставки российской строительно-дорожной техники охватили 28 стран.
При условии сохранения ранее действовавших эффективных мер господдержки и необходимых объемов субсидирования предприятия из России способны не только сохранить, но и развить положительную динамику экспортных поставок.
Что нужно отрасли
Для наиболее полной реализации потенциала российского строительно-дорожного машиностроения и отечественного специализированного машиностроения в целом необходимо продолжать работу по созданию благоприятных макроэкономических условий внутри страны, а также не только сохранять, но и внедрять новые механизмы стимулирования производства и экспорта. Требуется обеспечить стабильность и прогнозируемость спроса на продукцию специализированного машиностроения. Помимо финансовой поддержки следует обеспечить достаточную защиту российского рынка от субсидируемого, контрафактного и небезопасного импорта.
Если говорить в целом о развитии машиностроения в России, то для создания общего благоприятного фоне необходимо, в частности, продолжить работу по пересмотру денежно-кредитной, налоговой и внешнеторговой политики. Функции Налогового кодекса важно переориентировать с сугубо фискальных на стимулирующие, посредством налоговых льгот, вычетов и премий. Нужно пересмотреть налогообложение энергоносителей, транспорта и сырьевых товаров с целью снижения их стоимости внутри страны; заморозить тарифы на электроэнергию для предприятий обрабатывающих секторов экономики; снизить экономическую привлекательность экспорта необработанного сырья и металлов.
Подписаться на канал
Оцените пожалуйста заметку, это поможет в развитии канала. Спасибо!
На сайте Ассоциации больше интересной информации