Найти тему
Председатель род. комитета

Урокодатель или учитель? Кто будет давать знания нашим детям в будущем?

Опять переживаю. Тему для переживаний подкинул Дзен. Я читаю множество учительских блогов. Многие авторы – замечательные, мудрые педагоги. Но, как известно, самое интересное в блоге – это комментарии. А комментаторы не всегда бывают такими же мудрыми и замечательными, как педагоги, ведущие блог. Причем многие комментаторы тоже работают в школе. И вот именно они и пишут о том, что становится причиной моих переживаний.

Представьте себе, обычная статья о том, что учителя должны хорошо учить, а дети должны хорошо учиться. И под ней почти 800 гневных, обидных комментариев!

Смысл комментариев примерно одинаков: учителя никому ничего не должны. Для себя такие педагоги придумали термин «урокодатели». Мол, я даю урок, а как его восприняли дети - не мои проблемы.

источник фото: unsplash.com
источник фото: unsplash.com

Тема не новая, знаю. Но проблема в том, что сначала общество категорически не принимало такой подход к обучению, педагог в нашем понимании всегда был особенным человеком.

Но вот с течением времени мысль о том, что учитель всего лишь «урокодатель» постепенно укореняется в нашем сознании. Мы больше не надеемся на школу, а ищем репетиторов, для того, чтобы ребенок получил знания. Мы больше не ругаем детей за плохие оценки, потому что они ни на что не влияют, а здоровье ребенка важнее всего. Школа становится эдаким местом «передержки», куда родители сдают детей на то время, пока они находятся на работе. И меня это пугает.

Чем «урокодатель» отличается от учителя? «Урокодатель» просто дает материал и ставит оценки за его воспроизведение. Ему без разницы интересен ли был урок, поняли ли дети материал. Главное, чтобы был воспроизведен текст параграфа. Главный девиз «урокодателя»: «Кто хочет учиться – сам во всем разберется, а остальным и не надо».

Учитель, в отличие от «урокодателя», пытается научить! Причем не только избранных и одаренных. Он работает со всем классом, даже с теми, кто на уроке всегда говорит одну единственную фразу: «Мне это не нужно и в жизни никогда не пригодится». Кроме текста учебника на уроке используются презентации, учебные фильмы – в современном мире возможностей масса!

Еще одно интересное отличие учителя от «урокодателя». Открытые уроки учителя не сильно отличаются от его повседневных уроков. Ну, может, где-то чуть больше используется наглядного материала, чуть динамичнее идет урок в целом.

А вот открытый урок «урокодателя» отличается от обычного урока кардинально. Когда в кабинете присутствуют посторонние лица, «урокодатель» на 40 минут внезапно превращается в учителя.

Во время проверки у всех «урокодателей» срабатывает инстинкт самосохранения, они отказываются от своих принципов и внезапно начинают детей УЧИТЬ. Каждый в меру своих способностей, конечно. Вдруг из ниоткуда появляются презентации и наглядный материал, находятся нужные слова для объяснения темы. Дети с таких уроков выходят ошарашенными. Оказывается, физика или математика могут быть интересными и понятными, а учитель вполне себе адекватным и дружелюбным.

источник фото: unsplash.com
источник фото: unsplash.com

Печально, но мы живем в эпоху полупрофессионалов. Это раньше, за какое дело ты бы не взялся, ты должен был делать его хорошо. Иначе тебе будет стыдно перед людьми. Или тебя замучает совесть.

Теперь такое понятие как «совесть» не актуально. Поэтому можно работать плохо и всегда найти своей плохой работе логичное объяснение.

Я уверена, что «урокодатели», работая в любой другой сфере, также придумывали бы для себя оправдания: это не я плохой продавец - это покупатели неадекватные; это не я плохой бухгалтер - это законы чересчур сложные; это не я плохой менеджер – это планы невыполнимые.

Хорошим учителем быть очень сложно. Это тяжелый ежедневный труд. Но многим людям трудиться на совесть не хочется, они к этому не приучены. И из них получаются только «урокодатели». Причем чем слабее «урокодатель», тем сильнее во всех своих неудачах он обвиняет детей и их родителей.

Рано или поздно «урокодатели» вытеснят из школы учителей. Хорошее образование станет доступным только избранным. Всем остальным останутся только параграфы в учебнике и гарантированное девятилетнее образование, в результате которого полупрофессионалами станут практически все.