Эта история началась с запроса компании Валта Пэт Продактс, которая хотела найти применение дополненной реальности к их товару и наделить продукт новыми функциями. В сентябре 2019г. проходила большая выставка, на которой заказчик хотел интересно представить свой продукт. После долгих обсуждений мы пришли к мнению, что необходимо разработать решение не только для B2B, но и для В2С сектора. Стоит отметить, что клиент был подготовлен и подходил к вопросу с функциональной точки зрения: приводил свои аргументы, представлял функционал, который хочет использовать, рассказывал, на что точно стоит запрет. Мы дополняли эти идеи и вносили коррективы.
Заказчик чётко видел результат, к которому должны прийти, мы консультировали по технологическим ограничениям, ведь даже самые гениальные планы требуют корректировок специалистов и консультации исполнительней.
Что мы делали?
● Разрабатывали концепцию. Предложили создать мобильное приложение, которое позволяет сканировать объекты и получать информацию (видео, изображение, текст, баннер)
● Помогли сформировать функциональные требования и расписать роудмэп разработки. Мы расписали решения для выставки и то, как будут использоваться разработанные технологии в дальнейшем. Планирование проводилось для каждого функционального модуля, ведь важно понимать, как концепция, а соответственно, и продукт, может развиваться в будущем.
● Проводили оценку стоимости и сроков.
КОНКУРЕНТЫ НА ХВОСТЕ
Мы были не единственными, к кому обращался наш клиент. Помимо нас заказчик смотрел разных подрядчиков. Узнали об этом совершенно случайно - в документе для клиента, где мы прописали нашу концепцию, чуть позже появились правки компании-конкурента. Оперативно выяснили, в чём дело, и подписали с заказчиком договор о неразглашении наших совместных действий (NDA). После этого напряжённого момента, заказчик все-таки сделал выбор в нашу пользу. Возможно сыграли своё дело наша быстрая реакция и профессионализм. Чтобы показать клиенту нашу готовность к сотрудничеству и укрепить свои позиции, мы решили создать визуализацию экранов.
БУМАЖНЫЙ ТИГР
Принятое решение о создании визуализации помогло выстраивать дальнейшие доверительные отношения с заказчиком и понять, как будет выглядеть продукт. Визуализация включала в себя макет, который мы называем «бумажным тигром». Буквально на листе расписали заказчику, что из себя будут представлять экраны и логика переходов между ними. Тигр был одобрен, а клиент подписал с нами договор о дальнейшей работе. С тех пор мы внедрили первичное создание визуализации в работу со всеми клиентами.
ПАЛКИ В КОЛЁСА
Очень важным моментом стал процесс составления договора. Мы поняли, что, если передадим права на код, то есть программную составляющую, то больше никогда не сможем использовать подобные решения, названия переменных, функций и части архитектуры приложения в своей работе. Чтобы не стать заложниками закона и не вставлять себе палки в колёса, мы решили передавать права на визуализацию (дизайн, 3d модели, анимация, макеты), но оставить за собой исключительное право на использование исполнительного кода. Это решение помогло нам существовать в будущем и использовать код для других клиентов, изменив концепцию.
ДЕДЛАЙНЫ ГОРЯТ
Около месяца мы заключали договоры, затем начали разработку ТЗ. На этапе подготовки ТЗ, окончательно определились с количеством элементов (меток и контента в дополненной реальности для сканирования). Обсудили с клиентом количество сотрудников, товаров и точек квеста, по которому будет проходить конечный пользователь приложения. Нас подводили сроки. Казалось, что времени много, и можно все успеть. Но заказчик обратился к нам в апреле, а договор был заключён в июле. До дня X оставалось 2-3 месяца. Сентябрь приближался, а работы с контентом было очень много. Помогло то, что разрабатывать проект мы начали раньше, чем подписали все договоры, пошли навстречу заказчику и выполнили все поставленные задачи в срок.
МЫ МОГЛИ ВСЁ ПОТЕРЯТЬ 2
После того, как вопрос с ТЗ был решён, начали рисовать дизайн и подходить к программированию. Однако, тут тоже были свои нюансы. Возник вопрос: «Использовать QR-коды в качестве меток или сканировать саму упаковку?», ведь перед нами стояла задача создать приложение, которое сможет распознавать упаковку тысяч товаров и показывать контент. 2 разные технологии предполагали свои ограничения: можно сканировать уникальные метки со смартфона (но тут мы ограничены количеством товаров для считывания, и похожие товары просто не будут распознаваться по-отдельности), либо отправлять видео или фотопоток на сервер и облачными мощностями выдавать нужный контент к конкретному товару. Если отправлять поток на сервер, это займет почти весь канал трафика, то есть «съест» весь интернет-трафик наших пользователей. QR-коды должны быть наклеены на все поверхности, а это большие затраты особенно для масштабного использования. Было принято решение использовать облачные мощности, так как в ближайшем будущем скорость интернета увеличится, а его стоимость уменьшится. Для того, чтобы пользователь мог сканировать товар, сделали кнопку, с помощью которой в течении 10 секунд можно считать товар и передавать информацию на сервер. В любом другом случае мы рисковали выйти за пределы ограничений трафика и мобильной связи (300 человек будет одновременно сканировать, отправлять гигабайты на сервер и ждать ответа).
ЗАКАЗЧИК ОКАЗАЛСЯ «В ТЕМЕ»
Вся команда заказчика - прогрессивные люди, которые прекрасно разбираются в технологиях и трендах. Особенно директор по маркетингу. Когда мы обсуждали, какую технологию использовать, она сказала: «Ребята, мы за будущее, потому что оно не за горами, так что сейчас делаем приложение сразу с расчетом на то, что будет происходить в ближайшие 5 – 10 лет». Мы решили, что технологии, действительно, будут развиваться, в скором времени потребители смогут пользоваться мгновенной передачей данных и работать с 5G. Такой энтузиазм и доверие клиента воодушевляло, сразу видно, что с тобой на одной волне, поэтому еще больше хотелось добиться качественного результата.
ДЕНЬ X
Все шло в нормальном темпе, день X приближался. И тут началось самое интересное…Из предыдущего опыта знаем, что Apple Store принимает приложение для публикации 7 дней. Приложение было готово 10 сентября, через 10 дней у заказчика выставка, надо срочно загружать приложение, к 14 мы закончили с описанием и скриншотами и стали ждать проверки. В это же время шла работа с запуском в Google Play. В Apple Store наше приложение одобрили довольно быстро, а для андроида потребовалось больше времени. Мы ждали 5 дней, вместо обычных 4 часов, оказалось, что Google Play изменили правила публикации приложений. Напряжение возрастало. Решили загружать бета-версию для тестирования. В итоге Google Play посчитал, что приложение, которое мы ранее пытались опубликовать и бета-версия – это одно и то же, и отправил их в единую загрузку на проверке. Ночь. Через несколько часов выставка. Приложение нельзя скачать. В первый день мероприятия решили давать людям ссылку в виде кода на Google-диск, где хранилось приложение. После первого дня выставки Google Play прогрузил приложение, поэтому в оставшиеся дни всё работало.
РЕЗУЛЬТАТ
● Разработано мобильное приложение для Google Play и Apple Store
● Проведён квест по выставочному стенду - подходя к стенду, пользователь сканирует код, скачивает приложение, запускает его и выполняет квест, включающий в себя прохождение всех ключевых разделов выставочного стенда (у заказчика было 2 больших стенда и много категорий товаров).
● Приходя в каждую категорию, человек сканировал код и видел обращение директора компании, рассказывающего про категорию и ценности бизнеса для их партнеров. В ходе квеста люди выполняли подзадания. Например, сканировать упаковку товаров и прочитать информацию о продукте или же увидеть, как будет выглядеть новый стеллаж в магазине, также была возможность сканировать каталог (пользователю показывается оптовая и розничная цена, 1 каталог вместо 10 разных печатных). Раньше каталоги печатались каждый месяц на каждую позицию товаров. Постоянно нужно было печатать новые каталоги. А электронные цены могут интегрироваться с ЦРМ, и на 1 каталоге показывать конкретным клиентам разные предложения.
● Также при сканировании каталога - игрушки для собак показывались в виде 3D-моделей, демонстрирующих как товар выглядит, и для чего может использоваться.
● С помощью приложения можно также сканировать визитки. Где в условиях дополненной реальности появляется визитка с функционалом – «позвонить», «написать письмо», «добавить в адресную книгу», автоматически заполняя карточку контакта.
● Приложение позволяет сканировать упаковку товара (либо бумажные носители), без кодов, и отображать текстовую, видео, 2D-3D информацию, чтобы рассказать потенциальному покупателю о товаре и помочь ему принять решение о покупке.
У каждого пункта есть развертка, как это дальше использовать в бизнесе и развивать. Оставим пока в секрете. Напишем в новых кейсах с Валтой.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Клиент говорит, что от приложения был хороший резонанс, его все скачивали, устанавливали и использовали. Необходимый результат достигнут. Компания-заказчик предстала перед клиентами и партнёрами как новатор, вызвав одобрение в бизнес-сообществе.
Перед выставкой заказчик изучал способы применения дополненной реальности в маркетинге на российском рынке и ничего не нашёл. Его партнёры из Европы тоже разводили руками и говорили, что в их странах такое не используют. В США кейсы доп. реальности уже были и сейчас продолжают активно развиваться. Мы стали руками, с помощью которых был реализован абсолютно новый проект для маркетинга.
Валта планирует продолжить разработку, сделать решение для B2C, но об остальном вы узнаете чуть позже.
На фоне того, что технологии дополненной реальности молодые - важны клиенты, которые являются новаторами и находят силы делать первый шаг, экспериментировать. Мы часто сталкиваемся с заказчиками, которые говорят: «Покажите кейсы, что вы делали и как?». Однако, с такой позицией невозможно стать первым, когда решение разрабатывается впервые - невозможно посмотреть у кого-то кейсы, надо брать на себя ответственность, рисковать и получать результат.
Надеюсь, нам удалось продемонстрировать портрет идеального заказчика и нас, тех, кто помог им реализовать задумку и стать №1.
Нюансы случаются, иногда не понятно, что делать, и в какую сторону идти, но если искать креативные решения - можно добиться оглушительного результата!