Найти тему
BELVPO

Беларусь не отказалась бы от пары дивизионов С-400

Беларусь якобы не хочет принимать от России зенитные ракетные системы (ЗРС) С-400 даже безвозмездно. Об этом ряд российских и белорусских СМИ сообщили на днях со ссылкой на китайский портал Sohu. Что с этой информацией не так?

По версии военного обозревателя Sohu, в конце 2019 года Россия якобы заявила о намерении предоставить Беларуси С-400 в рамках создания Единой системы противовоздушной обороны (ПВО) стран СНГ. Однако белорусская сторона, мол, публично отказалась от размещения российских ЗРС на своей территории.

Как полагает автор, причиной такого шага стало предупреждение руководства США, что против Беларуси могут быть введены новые экономические санкции, если новые российские средства ПВО появятся на ее территории. А также сказалось желание Минска наладить сотрудничество с Вашингтоном в энергетической области ввиду отказа Москвы поставлять нефть по щадящим ценам, считает обозреватель.

Минск давно хочет получить эти системы

В глазах непосвященного подобного рода информация тянет на сенсацию. Ведь белорусский президент неоднократно заявлял, что военное сотрудничество с братской Россией незыблемо.

Между тем внимательный анализ позволяет обнаружить в сообщении Sohu ряд неточностей и логических противоречий.

Подчеркнем, что военно-политическое руководство Беларуси начиная с 2007 года и поныне добивается от России более продвинутых, чем старенькие С-300, зенитных ракетных вооружений. В частности — тех же С-400. Эта система предназначена для уничтожения воздушных целей всех существующих и перспективных типов: баллистических и крылатых ракет (включая гиперзвуковые), самолетов и беспилотных летательных аппаратов. Она в полтора раза эффективнее С-300.

Но официальные представители ВПК и Минобороны России неоднократно заявляли, что из-за дефицита производственных мощностей С-400 не хватает для оснащения самой российской армии. И поставки даже союзным государствам возможны только после полного удовлетворения потребностей собственных вооруженных сил.

-2

Продали Китаю, а не Беларуси

Первый дивизион, оснащенный С-400, был поставлен на боевое дежурство 6 августа 2007 года в подмосковном городе Электросталь. Ввод в строй последнего из запланированных 56 дивизионов намечен на 2020 год.

И тогда-то, по логике вещей, союзная Беларусь должна будет наконец получить долгожданные С-400. Ведь она является форпостом Единой региональной системы ПВО двух стран, который прикрывает Москву и Центральный промышленный район России с одного из самых важных для нее — западного стратегического направления.

Более того, значение белорусского противовоздушного щита в последнее время значительно возросло в связи с резкой активизацией авиации НАТО и грядущим приобретением Польшей ударных самолетов-невидимок F-35.

Однако многие эксперты серьезно сомневаются, что Минску в ближайшей перспективе светят С-400. Ведь для России Беларусь, мягко говоря, далеко не приоритетный клиент. Первым зарубежным покупателем этой системы стала КНР, а не Беларусь, как в свое время обещали в российском руководстве.

-3

Бизнес у Москвы на первом месте

Мотивы подобного поведения Москвы вполне прозрачны. Во-первых, ей позарез нужна выручка от несырьевого (а лучше всего высокотехнологичного) экспорта. А во-вторых, следовало отблагодарить Пекин, который не присоединился к политической и экономической изоляции России в связи с кризисом вокруг Украины. Даже несмотря на то, что китайцам С-400 нужны не столько для укрепления своей ПВО, сколько как образец для собственных аналогичных разработок.

Но и после Китая очередь Беларуси не подошла. Следующим покупателем С-400 стала Турция. Так как Владимиру Путину надо было укреплять отношения с Реджепом Эрдоганом. И, конечно, нельзя обидеть Индию, которая долгие годы была крупнейшим покупателем советского, а затем и российского вооружения.

Этот список важнейших (и к тому же платежеспособных) клиентов уже в ближайшее время может быть пополнен Саудовской Аравией, которая ищет альтернативу американским ЗРК Patriot, оказавшимся не в состоянии защитить ее нефтеперерабатывающие заводы от беспилотников и крылатых ракет. А там могут стать покупателями и ее соседи, у которых тоже полно нефтедолларов.

И хотя мощности российских предприятий, выпускающих С-400, растут, при таком спросе трудно сказать, когда подойдет очередь Беларуси, платежеспособность которой низка.

-4

Чем руководствуется Лукашенко

Так что если бы Москва вдруг решила сделать Минску невиданно щедрый подарок в виде одного-двух дивизионов С-400, каждый стоимостью 750-800 млн долларов (а это размер годового военного бюджета нашей страны), то Минск (даже в свете пробудившихся симпатий к Вашингтону) наверняка бы не отказался.

Другое дело, что Кремль таких презентов в принципе не делает, тем более такому строптивому союзнику, как Александр Лукашенко. Поэтому в статье китайского интернет-ресурса сомнение вызывает сам факт того, что Россия действительно безвозмездно предложила Беларуси С-400. Тем более что другими, более заслуживающими доверия источниками эта информация никак не подтверждается. Не было и публичного отказа Минска.

Но даже если информаторы Sohu посвящены в самые сокровенные тайны кремлевского двора и некое предложение Минску действительно было сделано, то можно предположить, что речь шла о размещении на белорусской территории С-400 с российским персоналом, а не о передаче их белорусским военным.

Нечто подобное происходило в 2013 году, когда Россия безвозмездно предложила нам свою авиационную базу. Но от нее, как известно, Лукашенко в 2015 году категорически отказался. Во-первых, не хотел осложнять отношения с Западом. Во-вторых, присутствие российских войск было нежелательно и по соображениям национальной безопасности, особенно после аннексии Крыма.

Эти же мотивы делают для Минска нежелательным размещение и любых других российских сил, в том числе и с С-400.

belvpo.com