Одна из самых желанных у любителей классических немецких машин – «шестерка» BMW серии E24, простояла на конвейере в течение 13 лет с 1976 по 1989 годы, несколько раз обновляясь и совершенствуясь. Автомобиль предлагал взыскательным клиентам комфорт, престиж и высокую производительность, особенно в версии 635 CSi (с мотором мощностью 218 л.с.), появившейся в 1978 году, которая разгонялась до 100 км/ч чуть дольше 7 секунд, набирая максимальную скорость 225 км/ч. За агрессивный стайлинг, работы Джорджетто Джуджаро и Поля Брака, автомобиль получил отличное прозвище – «акула»!
«Шестерка» одной из первых серийных машин получила антиблокировочную систему торможения и систему самодиагностики, позволяющую контролировать уровень масла, охлаждающей жидкости, «тормозухи» и даже «омывайки». Отслеживалось состояние тормозных колодок, исправность лампочек и масса других параметров. Не обошла машину стороной и волна повышения пассивной безопасности: передняя часть с запрограммированными зонами деформации поглощала энергию удара, сохраняя жесткость клетки салона. Это был дорогой, престижный и добротный автомобиль! Рынок отлично принял «шестерку», реализовать удалось 86 000 экземпляров – для дорогого премиум-купе это достойный результат. А какие на E24 ставились моторы...
Автомобиль неплохо зарекомендовал себя на гоночных трассах. В 1983 году на 635 CSi, естественно доработанном, был выигран европейский кузовной чемпионат, несколько раз автомобиль поднимал своих пилотов на высшую ступень пьедестала в 24-часовом марафоне в Спа, хотя успехи были значительно скромнее, чем у предшественника - модели BMW 3.0 CSL (тот что Бэтмобиль). Из автоспорта и «растут ноги» у автомобиля на фотографиях. Это доработанный в тюнинг-ателье Herbert Hartge GmbH 635 CSi 1983 года выпуска.
Ателье Hartge было основано немецким гонщиком Гербертом Хартге в 1971 году и с самого начала специализировалось на доработках баварских машин. Конечно, Hartge приложили руки к «акуле». Предлагалось несколько модификаций в зависимости от степени вмешательства в конструкцию двигателя. Самой простой была модель Hartge H6: мощность 3,5-литрового двигателя за счет доработки головки блока цилиндров увеличивалась до 220 л.с. Версия Hartge H6S помимо доработанной ГБЦ имела другой распредвал, впуск и выпуск, перенастроенные «мозги» - мощность составляла 240 л.с. На фотографиях версия H6SP, имевшая помимо вышеуказанных доработок, повышенную степень сжатия – мощность составляла уже 254 л.с и 340 Нм момента.
Все модели 635 CSi от Hartge помимо доработок двигателя имели измененные подвески, усиленные тормоза, более жесткие стабилизаторы поперечной устойчивости, колесные диски BBS и прочее. Плюс доработки кузова и салона. Конечно, Alpina B7 Turbo гораздо более известна, но продукция Hartge тоже достойна внимания, ведь до 1985 года ателье не имело статуса автопроизводителя - клиенты привозили собственные 635CSi и дорабатывали их по своему вкусу, а Alpina предлагала готовый продукт.
Самой экстремальной заводской «шестеркой» стала M 635 CSi с 286-сильным двигателем от суперкара BMW M1. Тогда Hartge предложили клиентам модель H6-24, «разогнав» мотор M1 до 330 л.с. (как и на Alpina). Разгон до 100 км/ч занимал 6,4 секунды! Эта «акула» уже была прямиком из фильма «Челюсти! :)
Отличные были автомобили!
Сергей Клюшниченко