Итак! Ученики 9-х, 10-х, 11-х классов готовятся к ЕГЭ и ОГЭ. Перед ними нелегкая задача, выбор будущей профессии, кем стать?
Долгие годы, наблюдая за этой процедурой, меня не покидала мысль, насколько неправильно ведут себя многие родители при выборе будущего своего ребенка. Они практически берут решение этого вопроса на себя. Часто задавая вопрос ученику, почему ты выбрал именно тот или другой предмет для ЕГЭ, ученик отвечает, что так мама решила, так папа решил. И на вопрос: « А где же здесь ты?» видела растерянность ученика. Многие родители просто не принимают участия в выборе предметов для сдачи экзамена, руководствуясь мыслью, лишь бы сдал, а потом решим, что делать. Конечно, в помощь ученикам всегда приходят школьные психологи (красиво звучит, но, на сколько они соответствуют своей должности в школе, это большой вопрос), которые просто проводят различные тесты и только. Но ребенку это поможет только в том случае, если он может провести сам анализ своих интересов и, конечно, знаний.
В современной школе нельзя по оценке в журнале судить о знаниях многих учеников. Оценка вводит в заблуждение родителей. Раньше, когда начинался ЕГЭ, существовала высказывание «2+1»). ЕГЭ невозможно было сдать на «2».Так вот сейчас реальные знания можно определить также, но только знания = оценка в журнале -1, а то и -2. Поэтому, к большому сожалению, такого опыта у них нет. Это прямая обязанность родителей, именно они видят своего ребенка каждый день, говорят с ним. Видят, чем он пытается заниматься, какие книги читает, какие кружки, секции посещает, какие передачи смотрит и т.д. Значит, этот вопрос необходимо прорабатывать с ним за долго до экзаменов. А потом надо сесть вместе с ребенком, брать учебники по предметам, и буквально останавливаться на каждой теме, делать анализ, что ребенку интересно. Например, предмет биология сразу включает огромное количество профессий: зоология- это не только животноводство, ботаника –это не только сельское хозяйство, анатомия- это не только медицина и т.д. Ведь каждая тема имеет еще огромное количество ответвлений. И, конечно, всегда говорить при этом ребенку, мы, родители поможем в выборе, но принимать решение будешь сам. Но еще раз, для этого надо своего ребенка очень хорошо знать. А по моим наблюдениям, только 10% родителей практически полностью знают своего ребенка, а остальные в зависимости от количества времени, сколько с ним проводят. Здесь речь идет не о присутствии родителей около ребенка, а о занятиях с ним.
Будучи классным руководителем, я на родительских собраниях проводила различные опросы родителей, просила, например их описать мне свой день, сколько свободного времени и на что у них оно уходит. И приходила в ужас от того, что на детей у них отводиться непростительно мало времени. При подведении итогов опроса, я у них спрашиваю: « Что им хочется сделать больше всего приходя домой?» Ответ практически один- обсудить проблемы дня с мужем, с женой. Очень точный ответ. Но у ребенка ведь такое же желание, что и у взрослых, ему безумно хочется поделиться своими проблемами, наблюдениями и у него вопросов намного больше, чем у нас и их нельзя оставлять открытыми. Вас окружает только ваш коллектив, иногда это несколько человек, а его вся школа, более 1000 человек. Ребенок только на начале восприятия окружающего мира, грамотное его направление родителями это необходимость. Поймите, пожалуйста это.
Так что снова отвечаем на вопрос, кто виноват в неудачах, кому обязан в успехах ребенок?
Ответ очевиден - первым делом родители, а потом сам ученик.
Успехов Вам!