Найти в Дзене
Тёмный историк

«Развалим белые армии» или интересные плакаты большевиков.

Первые месяцы Гражданской войны в России характеризовались локальностью событий: полноценными армиями не располагали ни большевики, ни их противники.

Но потом все «завертелось»: в 1919 году «красным» удалось нарастить численность своих вооруженных сил до трех миллионов человек! Белые армии на пике успеха располагали силами от полумиллиона до миллиона солдат, офицеров и тыловиков. Цифры, в общем, куда скромнее, но тоже много.

В моем представлении вооруженные формирования белых напоминали «трапецию», верхушка которой была «добровольческой», но основание — «колеблющимся», порой просто — мобилизованным.

«Идейное ядро» белых было фанатичным и высокопрофессиональным, но немногочисленным. В пору успехов оно «обрастало» мобилизованными и просто недовольными мероприятиями советской власти, ее политикой на местах. Но после ряда неудач антибольшевистские формирования вновь «сжимались» до крошечных, по стратегическим масштабам, размеров.

Большевики вот эту особенность своих противников «просекли» достаточно рано, потому — стремились оторвать от белого командования и идейных добровольцев казачьи, солдатские, унтер-офицерские массы. Тем более, что опыт пропаганды у коммунистов был колоссальный.

-2

На плакате выше мы видим обращение к «каппелевцам» — бойцам частей знаменитого военачальника В. О. Каппеля, который в 1918 году взял Казань. Его формирования отличались высокими боевыми качествами, внутренней спайкой, дисциплиной. Но в 1919 году «зеленые» пополнения «каппелевских» частей переходили на сторону большевиков. Иногда и офицеров с собой прихватывали.

Впрочем, «каппелевцев» полностью большевикам разложить не удалось. А вот остальные части Колчака — во многом получилось. Вот как писали об этих событиях в колчаковской газете под названием «Сибирская речь»:

«...В смысле умения разлагать социалистический враг почти гениален, если к его сообразительности и настойчивости прибавить нашу собственную свободу от мысли, рассеянность и наш разброд управления...»

Большевики не забывали и о других народах бывшей Российской империи.
Большевики не забывали и о других народах бывшей Российской империи.

Потому в пору поражений, начиная с лета 1919 года, колчаковские войска потеряли куда больше пленными и дезертировавшими, чем убитыми и ранеными. На сторону РККА перешел и будущий Маршал Советского Союза — Л. А. Говоров, несмотря на свое «добровольчество» и даже чин от Колчака.

Как видно на плакатах, большевики показывали белым солдатам и казакам, что они, якобы, сражаются за чужие интересы: за всевластие буржуазии, помещиков, генералов-диктаторов и интервентов.

Успешно велась агитация в направлении казачества. Она, правда, часто портилась реальной политикой большевиков в отношении казаков. Но, тем не менее, кубанские и донские части на юге России разлагались и разваливались, притом не по одному разу. Сначала удалось «развалить» Донскую армию атамана Краснова, потом — казачьи части ВСЮР.

-4

Казаки в этой войне преследовали собственные интересы, многие готовы были договариваться с большевиками, еще большему числу не нравилось поведение «белых добровольцев». Взаимные претензии белых и казаков друг к другу облегчали задачу большевикам.

Опять же, яркий пример: Т. Т. Шапкин. Мобилизованный донской казак провоевал за белых аж два года, став подъесаулом. А в 1920 году... перешел к красным, вместе со своей сотней.

Отмечали эффективность пропагандистских мер и лидеры большевиков, в том числе В. И. Ленин, который весной 1919 года заявил:

«...Наши победы на Дону стали возможны исключительно благодаря усилению партийной и культурно-просветительной деятельности в рядах Красной Армии. Это вызвало психологический сдвиг, и в итоге наша Красная Армия завоевала для нас Дон...»

-5

Дон, правда, еще «снова восстанет», но казачья армия Краснова на тот момент действительно «разошлась по домам».

Интересно, что белые пытались «угнаться» за большевиками в плане пропаганды, но было поздно: красные агитки и газеты оказывались в белых войсках порой раньше, чем антибольшевистские.

Белая власть представлялась на таких плакатах дармоедской и антинародной, даже карательной. Выступающей за реставрацию монархии, за уничтожение всех завоеваний революций. А ведь, как мы помним, в антибольшевистском лагере было полным-полно республиканцев и социалистов.

И действительно, большевикам удалось в итоге «оторвать» большую часть населения от белых. Красная военная машина не только победила белую на полях сражений, но и «распропагандировала» ее.

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте. У меня есть и еще один канал, посвященный кино и сериалам.