В России проживают 193 национальности, использующие 277 диалектов и языков. И их языки - это такое же национальное достояние, как традиции, обычаи, кухня, костюм и постройки народов страны. Вопросы преподавания и сохранения родных языков обсуждались на межрегиональном форуме, прошедшем во Дворце творчества детей и молодежи в Ульяновске.
В работе форума принимали участие не только педагоги родного языка и литературы из Ульяновской области, но и из Татарстана, Мордовии и Чувашии. А также представители института развития родных языков народов РФ, созданного в прошлом году. На федеральном уровне уделяется большое внимание этой этнокультурной составляющей. В январе прошлого года президент России Владимир Путин утвердил создание Фонда сохранения и изучения родных языков народов РФ. Учреждение занимается созданием учебников и словарей, а также подготовкой учителей родных языков. Еще ранее, в 2018 году Государственной думой были утверждены поправки в закон об образовании, согласно которым родителям и законным представителям учеников разрешили выбирать родной язык для изучения в школе.
Поддержка на федеральном уровне продолжается и в этом году. Одновременно с проведением форума в Ульяновске, Министерство просвещения РФ объявило о выделении регионам дополнительно 300 миллионов рублей на методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов России.
В содружестве с республиками
В Ульяновской области 103 тысячи 216 учащихся охвачены изучением родных языков, включая русский, а также традиций. Согласно законодательству, на это отводится от одного до трех часов в неделю. Как отметила и.о. заместителя министра образования и науки Ирина Киселева, интерес к изучению языков продолжает расти.
- Уже стало традицией проводить конкурсы лучших учителей родного языка и литературы, на которых отмечается инновационный опыт в изучении национальной культуры. Кроме этого конкурса, ежегодно оцениваются лучшие школьные кабинеты, где проводятся занятия по родным языкам. Мы сотрудничаем с рядом федеральных институтов, ежегодно учителя проходят курсы повышения квалификации. О росте популярности родных языков свидетельствует тот факт, что наши школьники все активнее участвуют в олимпиадах и все чаще занимают на них призовые места, и нет ни одного учащегося, кто бы не смог справиться с заданиями ЕГЭ, - отметила Ирина Киселева.
Как добавила и.о. замминистра образования и науки, родные языки изучаются не только во время школьных уроков, но и в кружках, находящихся в системе дополнительного образования.
Кроме того, в регионе разработана концепция развития и сохранения национальных языков. А с Татарстаном, Чувашией и Мордовией заключено четырехстороннее соглашение о сопровождении и методической поддержке учителей. Им положены стимулирующие выплаты.
Детям интереснее, чем их родителям
Рост интереса к родным языкам подтверждает и ведущий специалист института развития родных языков народов РФ Дмитрий Савинов.
- Конечно, от одного до трех часов на изучение родных языков - это мало. Но сейчас настолько большой информационный поток в школе, что вряд ли возможно выделить больше времени. Поэтому важна поддержка на уровне семьи, чтобы она тоже закладывала любовь к родным языкам и культурным традициям, - сказал ведущий специалист федерального института.
Как отметил Дмитрий Савинов, заметен все больший интерес к национальным традициям и возрождение осознания этническими группами себя в качестве нации. Это проявляется, в частности, в том, что среднее поколение знает родной язык зачастую даже хуже младшего. Современные дети учатся у бабушек и дедушек, потому что им интересно изучать культуру и традиции своих народов. Значительно чаще традиционные имена встречаются у младшего поколения, например, чем у среднего.
Язык из «Красной книги»
Однако не все так гладко и беспроблемно. Еще в 2010 году международная организация ЮНЕСКО издала «Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения». На его страницах отмечены около 2,5 тысячи языков. На некоторых из них говорят всего лишь по тридцать человек.
Аналогичная «Красная книга» создана и у нас в стране, в нее включены сведения о 66 языках малочисленных народов и перспективах их существования и дальнейшего развития.
- Есть некоторые языки, которые активно уже не передаются, например, кетский язык енисейской языковой группы, насчитывающий менее тысячи носителей. Но хочу отметить, что и с более распространенными языками есть проблемы. Даже по обеспеченности школ преподавателями русского языка есть вопросы, - сказал Дмитрий Савинов.
И еще один немаловажный фактор, позволяющий сохранять родные языки, - это приверженность своему делу учителей. На форуме они были награждены благодарственными письмами и почетными грамотами губернатора Ульяновской области. Среди награжденных - Ольга Салмина, учитель мордовского (эрзянского) языка и литературы Старобесовской школы Новомалыклинского района, носящей имя мордовского просветителя Арсения Юртова.
- Наша школа недавно защитилась в качестве научно-методической базы по мордовскому языку. Кроме мордовского, в образовательном учреждении преподается татарский язык. Школьники активно участвуют в языковых олимпиадах и конкурсах. Мы учим не только язык, но и культуру, начиная от традиций и до национальных костюмов народа, - рассказала учительница.
Сама Ольга Васильевна занимается преподаванием мордовского языка более десяти лет. Но, как рассказывает, в школе его не изучала - только в семье и затем уже в Саранском университете. Теперь же в родном селе изучение мордовского ведется, что говорит о развитии преподавания языка.
ЦИТАТА
Ведущий специалист института развития родных языков народов РФ Дмитрий Савинов:
Язык - это важное национальное достояние. У каждого языка есть своя картина мира, и поэтому чем больше языков, тем лучше мы понимаем окружающий мир, тем больше у нас культурных богатств. Родные языки обогащают в том числе русский язык - из них также происходит заимствование слов.
ЦИФРА
В Ульяновской области преподаванием татарского языка заняты 200 учителей, чувашскому обучают 65 педагогов и 48 человек преподают мордовский язык.
Егор ТИТОВ
Фото Владимира ЛАМЗИНА