Изучая личный фонд премьер-министра Петра Аркадьевича Столыпина в Российском государственном историческом архиве, мы наткнулись на анонимное письмо, полученное им осенью 1910 года. Документов такого рода в фонде Столыпина больше нет. По всей видимости, письмо дошло до премьера, поскольку в фонде хранятся главным образом личные документы Петра Аркадьевича и его ближайших родственников.
Автор послания, скрывавшийся за подписью «Глубокий почитатель», настойчиво требовал, чтобы председатель совета министров отказался от идеи подниматься в воздух на самолете. Письму предшествовал эпизод, связанный с проходившим на Комендантском аэродроме I Всероссийским праздником воздухоплавания. Известные летчики состязались между собой в полетах на высоту, длительность нахождения в воздухе, точность посадки. За полетами наблюдали огромное количество зрителей, включая великих князей и министров.
22 сентября, на третий день праздника, аэродром посетил Петр Столыпин. Осмотрев выставленные на поле летательные аппараты и побеседовав с членами аэроклуба, премьер неожиданно для всех принял предложение подняться в воздух вместе с капитаном Львом Мациевичем. На глазах у тысяч зрителей «Фарман» со Столыпиным поднялся на несколько десятков метров и совершил два круга над аэродромом. Полет продолжался 5 минут 20 секунд. При отъезде главе правительства вручили копию протокола полета с точным обозначением проведенного в воздухе времени.
Через два дня после этих событий Лев Мациевич трагически погиб на том же Комендантском аэродроме. Его аэроплан разрушился в воздухе, и выпавший из него летчик разбился на глазах у публики. Внезапная гибель опытного 33-летнего авиатора породила множество слухов. Среди прочих обсуждалась версия о том, что по заданию партии эсеров Мациевич должен был воспользоваться случаем и убить Столыпина, однако не сделал этого, за что и поплатился жизнью...
На следующий день после этого события премьер-министру и доставили упомянутое выше анонимное письмо, начинавшееся словами: «Глубокоуважаемый Петр Аркадьевич! Сегодня, когда я узнал о гибели Мациевича, я еще сильнее возмущен Вашим полетом». «Дайте слово, дайте его публично, – настаивал аноним, – что Вы, пока состоите на Вашем посту, или пока господа авиаторы не придумают средства безопасно садиться даже в случае поломки аэроплана, – до тех пор Вы не будете удовлетворять Вашего «желания»...» Завершалось письмо категорично: «Жду от Вас публичного слова, конечно, не прямого извинения перед Россией, но оправдания – во всяком случае».
Кто скрывался за псевдонимом, невозможно даже и предположить: им мог быть практически любой петербуржец, узнавший о гибели Мациевича из газет. Оправданий от Петра Аркадьевича, конечно же, не последовало. Тем не менее некоторые предложения в письме подчеркнуты синим карандашом – возможно, рукой Столыпина. Выделены фразы о том, что «Россия потеряла только Мациевича, а подумайте, что было бы, если с Мациевичем упали и Вы» и «жду... оправдания». Комментариев и резолюций на письме нет, и продолжения истории по документам фонда не прослеживается...
Через год премьер-министр пал от руки террориста в Киевском оперном театре. Неизвестный «почитатель», желавший уберечь Столыпина от катастрофы в воздухе, не мог знать, что смерть подстережет его в сугубо земных обстоятельствах.
Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.