Недавно родственники моих друзей сообщили, что приняли важное решение - решили переехать из города Рубцовска, что в Алтайском крае - в ЗАТО в Поволжье. Вот молодцы какие! - сказал я громко, а про себя подумал: наверное они не до конца понимают куда едут. Я бы точно там жить не смог. Ведь когда Вам предлагают работу, и Вы нужны, о будущих трудностях и недостатках врядли кто-то будет говорить много. Все придется ощутить на своей шкуре. А вот плюсов хоть отбавляй. Впрочем, у этого города и при советской власти плюсов было очень много. Он и сегодня как будто застрял в СССР, и хоть и развивается по своим внутренним правилам, а все же остается ЗАТО - со всеми вытекающими последствиями.
Места эти всегда были священными. Не зря монахи, иноки и отшельники выбирали именно эти земли, чтобы построить кельи и в аскезе придаваться молитвам. А в XVIII веке здесь поселился один из самых почитаемых святых русской православной церкви - Серафим Саровский.
В советское время монастырь закрыли. А на это место силами НКВД СССР привезли беспризорников, наводнивших Москву, Ленинград и Киев после гражданской войны. Детей организовали в трудовую коммунну и усиленно перевоспитывали, создавая из них новых советских граждан.
Перемены в жизни Сарова наступили после рождение советского атомного проекта. Судьба этого места решалась по воле из Кремля. Именно Саров выбрали Курчатов и Харитонов для создания секретного КБ-11, которое трудилось над созданием атомной бомбы. В 1947 году Саров исчезает с карты Мордовской ССР, карт РСФСР и СССР, из атласов и энциклопедий. С тех пор он не раз менял свои названия: КБ-11, Москва Центр-300, Кремлев, Арзамас-16, Арзамас-75.
В город, который отвечал за ядерную безопасность 1/6 части суши устремились величайшие умы своего времени, выдающиеся физики-ядерщики. В их числе А.Д. Сахаров.
Тем временем в Сарове создается образцовый соцгород. Уже в конце 1940-х для ученых и строителей собрали полученные после Великой Отечественной войны из Финляндии сборно-щитовые двухквартирные дома. В 1950-е уничтожаются главные храмы Саровского монастыря, а в городе рождается новый архитектурный ансамбль. Для создания "коммунистического рая" был задействован и "спецконтингент".
По спецпутевкам в город устремились выпускники политехнических иститутов и молодые специалисты со своими семьями. Золотых гор по советским меркам тут обещали с избытком - хорошая квартира, достойная зарплата, всегда доступные продукты питания в магазинах. И это с учетом того, что сотрудники КБ-11 обеспечивались трехразовым бескарточным питанием в столовых, да еще и "литерными" карточками для покупке продуктов и товаров. В погоне за мечтой город прирастал новыми окраинами.
Что уж говорить об элите атомограда - ведущие инженеры и академики жили здесь почти как члены политбюро в Москве - отдельные коттеджи, служебные автомобили, спецраспределители продуктов питания и товаров первой необходимости.
Последнее 10-летие социализма Саров встретил громкими демонстрациями, широкими масштабами жилищного строительства, все теми же высокими зарплатами (в городе были установлены надбавки до 75%, что позволяло многим молодым специалистам отправлять деньги на Малую Родину), а самое главное - ощущением себя особенными. И вправду, в отличии от остальных советских граждан, только жители Сарова могли попасть сюда на специальном поезде или самолете, куда остальным проход был запрещен. В стране всеобщей уравниловки и застоя это казалось в какой-то степени моральным превосходством. Тем более, что и дело доверили государственной важности - атомный проект, какие там шутки.
1990-е годы обернулись для Сарова ограничением финансирования. Однако федеральные власти лишать город статуса закрытого не стали. В 1993 году сюда приехал первый президент России Борис Ельцин, который заверил жителей, что в магазинах тут даже лучше, чем в Москве. Всех поблагодарил за теплый прием и уехал. Город за колючей проволокой пережил вместе со всей остальной страной и дефолт, и преступность, и перебои в заработной плате. Но благодаря особому статусу "отделался" в целом легко.
Современный Саров - это благоустроенный город с растущей численностью населения, которая сегодня составляет более 95 тысяч жителей. Сюда хотят ехать учиться, работать и жить. Даже герои российской комедии "Выпускной" 2014 года, снятой в Нижнем Новгороде, хотят после школы поехать учиться физике в Саров.
В 2010-е годы статус и финансирование Сарова намного повысились, поскольку город попал под мощное крыло группы закрытых городов Госкорпорации "Росатом" (корпорации знаний). Один из флагманов атомной отрасли - Саров - несмотря на закрытый статус, сохранил некоторые лучшие советские традиции, и стал привлекательным местом для жизни (если, конечно, вы по своему характеру не путешественник и искатель приключений, и вполне можете отказаться от поездок за границу, и хотите того же самого своим детям).
Молодые семьи из депрессивных городов Урала, Сибири и Дальнего Востока Саров сегодня манят большие зарплаты, качественное школьное образование для детей (Росатом не экономит на подопечных школах), возможность карьерного роста.
Да, маршрутки в Саров отправляются от автовокзала Нижнего Новогорода с завидной регулярностью. Но несмотря на то, что попасть сюда без связей, высоко одобренной командировки или близкого родства с кем-то из жителей, не получится, увидеть Саров можно. Один из таких способов - паломнический тур по святым местам Серафима Саровского. Конечно, лучше когда именно цель поклониться святым местам, является главной. Но оглядеть из окна автобуса часть города никто не запретит. А в целом, если Вы не глубоковерующий человек, не фанат социалистической архитектуры, ничего особенного в Сарове Вы не увидите. Соседний Арзамас покажется точно таким же. Но манит сама "закрытость" города - побывать там где нельзя.
Приезжай в Саров и подписывайся на канал "Первый путешествующий", чтобы не пропустить новые интересные направления для путешествий.