Мавзолей Ибрахим-ата. XVII в.
Здание расположено в центре одного из живописных старых кладбищ Ташкента, в местности, примыкавшей к большому кварталу Сибзар.
Согласно местной легенде, мавзолей ( посвящен отцу Ходжа Ахмада Яссави – Ибрахиму-ата, похороненному к северо-востоку от Сайрама (древний Испиджаб, совр. Южно-Казахстанская область). Мавзолей обращен главным фасадом на юг, прямоуголен в плане . Вход в здание оформлен невысоким порталом (5,65 м). Интерьер гурханы – квадратное помещение со сводчатыми нишами в каждой стене.
Мавзолей перекрыт одинарным сфероконическим куполом, поднятым на коническом барабане, который опирается на арочные и щитовидные паруса. На южном и западном фасадах в окна вставлены резные наборные панджара. Рядом, с запада к мавзолею примыкает полуподземная келья (чилляхана). Это круглое в плане сооружение с небольшой нишей михраба, перекрытое пологим куполом.
Помещение чилляханы снаружи было засыпано землей, и памятник имел вид оплывшего холма. Свет поступал через окошечко в куполе, на уровне земли. Чилляхана в XV в. разрушилась и была восстановлена в XVII в.2
В начале XXI в. мавзолей был отреставрирован. Стены покрыли свежей кирпичной «рубашкой», купол – металлом. В верхней части портала поместили прямоугольное панно с фрагментом коранической надписи, выполненной из майолики.
Заменили и деревянные части здания. Установили резные двери, в оконные проемы над ними и в западной стене мавзолея вставили решетки четкого геометрического рисунка. В центре помещения обновили погребальный кенотаф – сагану. С востока к зданию пристроили айван из современных материалов. Чилляхану буквально спасли от разрушения.
Ее расчистили и сверху возвели кровлю. У входа на кладбище построили монументальные кирпичные ворота, состоящие из трех частей. Пештак центральной части оформили арочным проемом, фланкированным по краям башнями – гулдаста, завершающимися фонариками – мезана.
По бокам к башням примыкают входы той же конструкции, что и центральная часть, но почти вдвое ниже и уже. В верхних частях всех входов расположены коранические надписи в прямоугольных рамах, в тимпанах арок – затейливые растительные орнаменты, собранные из плит майолики.