Найти в Дзене
Наталья Гон

«Неограненные драгоценности» (2019): to watch or not to watch?

Можно ли просчитать будущее удовольствие?

Очень (можно сказать, лично) интересуюсь тем, как умные головы пытаются определить, как по индивидуальным предпочтениям искать то кино, которое понравится.
Больше всего написано (или я так нашла?) про исследования сервиса Netflix.
Если грубо, то процесс выглядит так. Регистрируетесь на сервисе, смотрите фильмы, ставите свои оценки просмотренному – вам будут предлагать то, что смотрят и высоко оценивают другие зрители со схожими предпочтениями. Почти как в онлайн-магазине: «те, кто покупал то же, что и вы, еще покупали вот это».

Интересно, что Netflix отслеживает не только персональные выставленные оценки, но и сколько фильма отсмотрено, когда выключалось, когда включалась перемотка. Для них в первую очередь это оценка их продукции. Но в то же время таким образом добавляется деталей в картину предпочтений зрителя. Отслеживается даже, в какое время суток и что в это время зритель смотрит.

Понятно то, что если совпадаешь с большим количеством зрителей по вкусам, то, считай, повезло. Огромная масса данных в наличии.

Но есть вопросы.

Оценки выставляются уже просмотренным кем-то фильмам. Чем больше оценок, тем основательнее предложение. То есть кто-то много раз должен это посмотреть. Должно пройти время, чтобы сформировалась оценка: одно дело, когда высокий средний балл при общем количестве голосов в десятки зрителей, другое – когда десятки тысяч. Хотя данные онлайн сильно укорачивают процесс анализа.
А как же спрогнозировать отношение к новому фильму, если он показывается не онлайн? Как узнать отзывы тех, с кем как бы совпадаешь по вкусам, про фильм, если они его еще не видели? Стоит смотреть или нет? Надо подождать? Сколько? И главное – я же где-то должна быть зарегистрирована, где будут учитываться мои и данные других зрителей! Реально? Нет.

/рекомендациям критиков доверия нет/

Вам будут предлагаться фильмы на основе вашего интереса к каким-то режиссерам или актерам. Но сколько было промахов в таком выборе! Сколько выдавалось таких «кредитов доверия» – и сколько из них невозвращенных!

Мне очень понравилась «Любовь, сбивающая с ног» (2002) Пола Томаса Андерсона. В том числе неожиданной, удивившей ролью Адама Сэндлера. Поставила режиссеру и актеру «шесть» по 5-балльной шкале.
Но если бы я где-то зарегистрировала свое отношение, после этого мне всю жизнь будут рекомендовать фильмы этого режиссера и с участием этого актера?..
На самом деле, тема отдельной статьи – сколько разочарований было после этого и в Андерсоне (перестал быть моим режиссером) и в Сэндлере (снова стал тем, каким и был, – с одной маской на лице и с туповатым юмором).

«Неогранённые драгоценности» / Uncut Gems
режиссеры: Бен Сэфди, Джошуа Сэфди
В главной роли: Адам Сэндлер
США, 2019

И вот выходят «Неограненные драгоценности».
В отзывах можно прочитать, что в фильме неожиданно сыграл Адам Сэндлер. Причем пишут люди, которым он не нравится как актер.
Кстати, вопрос: как они рискнули посмотреть фильм, если в нем играет нелюбимый актер?
И это как раз мой случай. Так же было и с «Любовью…». Тогда, правда, я смотрела из-за режиссера. Тут неизвестные. Но все равно подумала, неужели вот оно – повторение того чуда?

Чуда не случилось.
Роль у Сэндлера не комедийная – драматическая. Туповатого юмора нет, но, с точки зрения актерской игры, все равно весь фильм в одной маске.
У фильма есть настроение, есть хороший темп, но все это быстро надоедает.
Утомила беготня героя за «повезет – не повезет» и (банальный и навязчивый) саспенс по этому поводу. Накручивание проблем, непонятное мне игнорирование героем этого. В общем, драйва не поймала.
Еще неприемлемый для меня музыкальный фон. Темы дорогих драгоценностей, часов, ювелирных уловок. Особый культ вокруг баскетболистов из НБА. Очередной и ничем не примечательный «осенний марафон» между женой и любовницей. Не мое, не.

Роль у Сэндлера не выдающаяся, но хотя бы показывающая, что актер может быть разным. Но оценка-то фильму будет общая. А если актеру выставлять отдельную оценку, то тогда и других актеров тоже надо оценивать. Но тогда и режиссера. И сценариста. И музыку. И оператора. И еще массу художественных особенностей, делающих фильм таким, каким он получился. Так и представляю, что посмотрела фильм, потратив бездарно два часа, а потом сижу и целый час заполняю анкету. Ведь мне же важно, чтобы в следующий раз мне подобрали фильм под меня. Короче, очень заманчивая перспектива, как после трудного рабочего дня отдохнуть и спланировать свой будущий отдых!