Площадь с собором была задумана в 1780 году как главное городское пространство города Софии — административного центра Софийского уезда, находящегося рядом с Царским Селом. Екатерина II пожелала иметь неподалеку от своей резиденции точную копию Софии Константинопольской и создание "Византийской" церкви поручила своему любимому архитектору Чарльзу Камерону.
Чарльз Камерон родился в 1743 году, в Лондоне, в шотландской семье.
В 1766 году он отправляется за наукой в Рим, а по возвращении из Италии в 1772 году пишет книгу "Термы римлян". Хотя этот труд, с собственными рисунками Камерона, был высоко оценен и соотечественниками, и иностранными специалистами (даже Екатерина Великая упоминает об этой книге в своей переписке), найти на родине хорошую работу по специальности Чарльзу так и не удалось.
Он с радостью принимает приглашение из России и в 1779 году оказывается в Санкт- Петербурге. Здесь его ждет официальный прием увлеченной античностью и заинтересованной в нем императрицы, подписание контракта на 3 года и весьма солидное жалование – 1800 рублей в год. Причем впоследствии контракт неоднократно продлевался, а жалование увеличивалось.
В том же 1779 году, осенью, Чарльз Камерон начинает работы
в Павловске, только что подаренном императрицей Екатериной II своему сыну Павлу I. Задача зодчего - обустроить усадьбу наследника российского престола. Работы в Павловске он начинает с создания великолепного регулярного парка, так называемого "Собственного сада". В 1782 году был заложен и дворец. Павловский ансамбль единодушно признается вершиной отечественного паркостроения и архитектуры конца XVIII века.
В эти же годы Камерон выполняет многочисленные поручения императрицы по украшению ее резиденции. Екатерина мечтала воссоздать в Царском Селе атмосферу древнего Рима. Чарльз Камерон строит двухэтажный корпус с восточной стороны Большого Екатерининского дворца. На первом этаже располагаются Холодные бани, на втором – парадные, так называемые Агатовые комнаты.
Кроме того, на уровне второго этажа архитектор создал диковинный Висячий сад. От него к озеру в парке у Большого дворца вела галерея-колоннада (Камеронова галерея), завершающаяся эффектной лестницей, богато украшенной бронзовыми скульптурными фигурами.
Современники свидетельствуют, что Чарльз Камерон обладал весьма неуживчивым характером, не терпел вмешательства в свою работу, исключением не были даже члены императорской семьи. Особенно недолюбливал архитектора Павел, постепенно он отстранил Камерона
от работ в Павловске и с 1788 года тот работал исключительно в Царском Селе. Взойдя на престол, невзлюбивший зодчего Павел I, отстранил его
от всех работ, отобрал царскосельскую квартиру, однако покинуть Россию архитектору не позволил. В 1799 году царская семья снова возвращает архитектора на службу и поручает ему строительство моста через
р. Славянку. В 1802 году ему предлагают пост главного архитектора Адмиралтейств-коллегии, предоставляют квартиру в Михайловском замке.
Чарльз Камерон составляет план строительства водопровода
и канализации в Кронштадте, проектирует Андреевский собор. Однако 31 мая 1805 года архитектора вновь уведомляют об отставке,
а строительство собора по его проекту поручают А. Захарову.
Скончался Чарльз Камерон в марте 1812 года.
О шедеврах Камерона я еще обязательно расскажу- вернёмся к Софийском соборе.
Шотландец имел весьма слабое представление о византийской архитектуре, поэтому собор получился больше похожим на построенную Палладио в Виченце виллу Капра ла Ротонда.
В 1788 году главный городской Софийский лейб-гвардии Гусарского полка собор Вознесения Господня был построен.
Высокий многоярусный иконостас главного придела принадлежал к числу самых великолепных иконостасов храмов столицы и ее пригородов. Значительную художественную ценность представляли запрестольный образ Введения во храм Пресвятой Богородицы работы П. И. Соколова
и картина "Явление Иисуса Христа Апостолу Фоме" кисти Г. И. Угрюмова. На стенах собора в золоченых деревянных рамах висели картины, изображающие земную жизнь Христа и Богоматери. Среди достопримечательностей собора было великолепное серебряное паникадило, подаренное Екатериной II и весившее более 85 килограммов. В 1903 году Николай II пожаловал собору крест и церковную утварь - точную копию утраченной, полученной в подарок от Екатерины II ко дню освящения собора.
В мае 1788 года Софийский собор был освящен во имя Вознесения Христова и Святой Софии, Премудрости Божией. На открытии присутствовала Екатерина II и всего двора. Его освятили во имя Вознесения Христова и во имя Святой Софии Премудрости Божией.
С тех пор весь цвет России побывал под сводами великолепного храма. Здесь молились Пушкин и Лермонтов, Суворов и Кутузов, крупнейшие ученые, композиторы, художники, здесь побывали почти все знаменитые иноземцы, посещавшие Россию.
В 1804 году был освящен придел во имя Великомученицы Екатерины
(в 1850–1905 гг. – во имя святых Константина и Елены), а в 1850 году, после капитального ремонта храма, – придел во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского.
Тогда же при устройстве под собором подвалов для размещения в них печей так называемого амосовского отопления была найдена серебряная позолоченная закладная доска с вензелем императрицы и надписью "Чарльзъ Камеронъ - архитекторъ". Тогда же был извлечен из-под сводов подвала деревянный крест 1782 года, указывавший место, где должен был быть воздвигнут престол. Крест этот был помещен в алтаре одного из приделов.
В 1817 году Софийский собор стал церковью лейб-гвардии Гусарского полка, одного из наиболее прославленных полков российской армии.
В нем хранились георгиевские штандарты и награды, которых гусары были удостоены за боевые заслуги. На стенах размещались мраморные доски с именами погибших в сражениях офицеров полка. В западной части храма, у пилонов, были прикреплены знамена и значки, отбитые генералом Черняевым у кокандцев 22 сентября 1864 года.
Собор в Софии – одно из первых культовых зданий зрелого русского классицизма. В 1903 – 1904 гг. по проекту архитектора Н. Бенуа была построена колокольня. Двухъярусная колокольня собора построена в саду, окружавшем собор, в 1903 – 1905 годах по проекту
В. А. Покровского и Л. Н. Бенуа. В её нижнем ярусе была устроена небольшая церковь во имя Преподобного Серафима Саровского.
За время своего существования собор менял статус (приходского храма на полковую церковь), перестраивался, закрывался для прихожан (1934 г.) во время тотальной борьбы с Церковью, сильно пострадал во время Великой Отечественной войны.
К концу 80-х годов ХХ века здание было возвращено Православной церкви. 08 июня 1989 года на праздник Вознесения среди руин была отслужена первая служба.
В работе по разбору завалов и очищению храма принимали участие священники и прихожане храма. Во время расчистки подвалов, были обнаружены артиллерийские снаряды, боеприпасы выносили сами священники на своих руках. И, тем не менее, со дня возобновления служб богослужения в Софийском соборе не прекращались ни на один день.
В 1999 году основные реставрационные работы были завершены, и 17 мая собор был освещен митрополитом Санкт-петербургским и Ладожским Владимиром.
12 сентября 1990 года к 750-й годовщине Невской битвы у стен собора был установлен и освящен памятник св. благоверному Князю Александру Невскому (скульптор В. Г. Козенюк.)