Найти тему
Pro-детей

Игры, советы и рекомендации как развить внимание ребенка

Что же может делать заботливый взрослый, чтобы помочь ребенку-дошкольнику развить внимание и научиться его концентрировать? Играть! Ведь в дошкольном возрасте ведущей деятельностью, главной для ребенка, является игра.

Любое занятие можно превратить в увлекательную игру. Проходя известным маршрутом, можно спросить у ребенка, что изменилось за последнее время. Во время прогулки можно договориться о том, чтобы считать, сколько раз по пути встретятся машины красного цвета (березы, автобусные остановки, бородатые мужчины и т.п.) При смене времени года также разговаривайте о том, какие метаморфозы видит ребенок.

Если ребенок помогает вам что-то делать, то просите его внимательно рассматривать предметы, которые оказываются у него в руках. Разглядывайте вместе ягоды, фрукты, овощи, растения, камешки. Спрашивайте, какие детали он заметил, чем отличаются друг от друга те или иные предметы. Попросите ребенка пронести в ладошках или хотя бы в ведре как можно больше воды, не расплескав ее. Предложите ребенку помочь вам перебрать крупу.

Существует множество простых и привычных, но очень эффективных игр, которые помогут скоротать время в дороге или внести разнообразие в досуг. Некоторые из них заинтересуют и семи-восьмилетних детей.

Известная многим с детства игра «Запретные слова» («Черное и белое» или «Да и нет») как раз помогает детям стать более внимательными, а также развивает речь. Итак, договоритесь с ребенком о словах, которые нельзя произносить, и начинайте задавать вопросы или просто беседовать.

На полу или на столе из небольших предметов (кубиков, картонных загородок и т.п.) постройте трассу. Задача ребенка — палочкой или при помощи дыхания провести по этой трассе небольшой предмет (шарик, машинку, бумажный кораблик или самолетик).

Кстати, игра «съедобное-несъедобное» тоже отлично подходит для развития внимания.

«Что изменилось?»

Расставьте на столе или на полу несколько маленьких игрушек или предметов. Попросите ребенка рассмотреть их и запомнить, что где находится. После этого, попросите его отвернуться или закрыть глаза, а сами измените расположение вещей (уберите один или несколько предметов, поменяйте местами игрушки и т.п.) После этого попросите ребенка снова посмотреть на эти вещи и как можно точнее сказать, что изменилось. Потом поменяйтесь с ним ролями. Постепенно увеличивайте количество предметов. Кстати, можно играть и без специальной подготовки или просто менять что-то в обстановке комнаты.

«Муха»

Нарисуйте на листе бумаге квадрат, разделенный на 16 клеток. В одной из клеток для наглядности нарисуйте или положите фигурку мухи (бабочки, божьей коровки, жука). Скажите ребенку, что игровое поле – это окно, по которому будет ползать (летать) насекомое. Ползать оно может только по клеткам (вверх, вниз, вправо, влево, по диагонали, через одну клетку). Выходить за пределы «окна» насекомому нельзя. Задача ребенка — представить, что “насекомое” перемещается по листу бумаги и следить за за ним. В тот момент, когда оно «вылетит» за пределы поля, ребенку нужно хлопнуть в ладоши. Руководить перемещениями “насекомого” будете вы. Таким образом, вы произносите маршрут (например, “Бабочка полетела вниз, влево, вверх, вправо, вниз…”), ребенок представляет, что “насекомое” передвигается по листу и следит глазами за его перемещениями. Впоследствии можно усложнять игру, добавляя перемещение по диагонали, пропуски клеток.

Если ребенок уже умеет читать, то игру можно усложнить. Напишите в каждой клетке букву. Задача ребенка не просто следить за «мухой», но и составить слово из букв в клетках, по которым она перемещалась.

«Футбол»

На листе бумаги нарисуйте квадрат или прямоугольник, поделенный на 20 клеток. В противоположных сторонах нарисуйте ворота. Скажите ребенку, что это — футбольное поле, и сейчас вы будете играть в футбол (баскетбол, хоккей с мячом на траве). По клеткам поля (вверх, вниз, вправо, влево, по диагонали, через одну клетку) будет перемещаться воображаемый мяч. Им вы с ребенком будете управлять по очереди. Задача игрока, руководящего мячом, – «забить» гол в чужие ворота (т.е. попасть «мячом» в клетку с нарисованными воротами). Задача второго игрока – этого не допустить и произнести «аут», если «мяч» оказался в клетке с воротами. Договоритесь, откуда начнет движение «мяч», и приступайте к игре.

«Запомни и повтори»

Необходимо подготовить два поля, разделенных на клетки. Затем каждому игроку раздается два одинаковых набора предметов (монеток, пуговиц, бусин, маленьких игрушек). Игрок выкладывает некоторое количество своих предметов в разные клетки своего игрового поля. Затем он закрывает свое поле листом бумаги. Задача второго игрока — повторить на своем поле расположение предметов. Затем игроки меняются ролями.

В Интернете и на полках магазинов легко можно найти множество нарисованных лабиринтов, контурных рисунков и картинок, на которых нужно искать отличия. Все эти широко известные задания прекрасно развивают умение удерживать внимание на определенном занятии. Освоившись с подобными заданиями, ребенок может сам нарисовать лабиринт для кого-то другого.

Когда совсем нет времени на самостоятельное изготовление игр, можно вспомнить о готовых решениях. Многие издательства выпускают замечательные настольные игры, которые не только разнообразят досуг, но и способствуют развитию способностей ребенка. В играх, направленных на внимание, нужно раньше других игроков положить, схватить или найти игровой предмет или карту. В качестве альтернативы играм отлично подойдут мозаика и паззлы. Девочкам наверняка понравится составлять по определенной схеме украшения из бусин, а мальчиков увлечет моделирование.

Сейчас появилось многообразие компьютерных игр и приложений для планшетов и смартфонов, направленных на развитие способностей, навыков и умений детей, в том числе и внимания. Однако стоит напомнить, что даже самая качественная компьютерная игра утомляет ребенка, а некоторые могут даже негативно сказаться на развитии зрительного восприятия. Кроме того, компьютерные игры не оказывают влияния на мелкую моторику и воображение. Поэтому следует отдавать предпочтение «реальным» играм и ограничивать использование ребенком компьютерных, придумывайте им альтернативы.

Все описанные занятия можно делать вдвоем с ребенком, всей семьей или, позвав его друзей, большой компанией. Благодаря этим и подобным играм и заданиям досуг ребенка станет еще более развивающим и увлекательным.